г.Калуга |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А08-3069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 19.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" (ул. Грайворонская, д. 229, п. Борисовка, Белгородская область, 309000, ИНН 3103002809, ОГРН 1023100644181) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Главного управления МЧС России по Белгородской области (пр. Славы, д. 102, г. Белгород, 308015, ИНН 3123112398, ОГРН 1043107040448) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу NА08-3069/2014,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Отделению надзорной деятельности Борисовского района Главного управления МЧС России по Белгородской области о признании незаконным и отмене постановления от 17.04.2014 N 9 о назначении административного наказания.
Определением суда произведена замена заинтересованного лица на Главное управление МЧС России по Белгородской области (далее - ГУ МЧС России по Белгородской области, административный орган).
Решением арбитражного суда от 15.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 решение суда отменено. Постановление от 17.04.2014 N 9 Отделения надзорной деятельности Борисовского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Белгородской области изменено в части назначенного наказания путем снижения суммы штрафа до 50 000 рублей.
В кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Учреждение просит отменить обжалуемое постановление суда, решение суда оставить в силе.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как установлено судом, на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2014 год и распоряжения ВрИО главного государственного инспектора Борисовского района по пожарному надзору от 28.03.2014 N 16 была проведена плановая выездная проверка МБОУ "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные: пунктами 2, 20 и 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, пунктами 5.14 и 7.4 СНиП 21-01-97*, пунктом 6.25* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
По результатам проверки составлен акт от 14.04.2014 N 16 от 14.04.2014.
14.04.2014 по факту совершения МБОУ "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" правонарушения административным органом составлен протокол N 9 об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 и частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 17.04.2014 N 9 МБОУ "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, МБОУ "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене этого постановления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, пришел к выводу, что постановление Отделения надзорной деятельности Борисовского района Управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Белгородской области от 17.04.2014 N 9 о привлечении к административной ответственности МБОУ "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, руководствуясь правовой позицией, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, пришел к выводу о несоразмерности назначенного административным органом наказания содеянному заявителем и степени общественной опасности совершенного им правонарушения.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как следует из материалов дела, факт совершения МБОУ "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" указанного правонарушения подтвержден соответствующими доказательствами, а именно: актом проверки N 16 от 14.04.2014, протоколом об административном правонарушении N 9 от 14.04.2014, фототаблицей.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, установленная нормами КоАП РФ, административным органом была соблюдена.
По мнению заявителя кассационной жалобы, составление протокола об административной ответственности и принятие постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности одним и тем же должностным лицом административного органа является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности, так как при этом исключается принцип беспристрастности должностного лица к принятию решения.
Доводы Учреждения в этой части судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
Действующим административным законодательством не установлены запреты на принятие одним и тем же должностным лицом процессуальных документов - протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения административного дела в отношении МБОУ "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" должностным лицом ГУ МЧС России по Белгородской области, заявителем представлено суду не было.
Принимая решение о снижении назначенного обществу штрафа до 50 000 рублей, суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П указано, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 4-П, применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
В каждом конкретном случае применение правовой позиции, закрепленной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, является оценочной категорией.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности совершенного заявителем деяния, обстоятельства рассматриваемого дела, руководствуясь позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, в связи с чем снизил размер административного штрафа до 50 000 рублей.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу N А08-3069/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Борисовская основная общеобразовательная школа N 4" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 4-П, применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
В каждом конкретном случае применение правовой позиции, закрепленной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, является оценочной категорией.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности совершенного заявителем деяния, обстоятельства рассматриваемого дела, руководствуясь позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, в связи с чем снизил размер административного штрафа до 50 000 рублей."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 декабря 2014 г. N Ф10-4375/14 по делу N А08-3069/2014