г.Калуга |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А14-14147/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объёме 22.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей
при участии в заседании:
от истца:
от ответчика:
от третьего лица: |
Егоровой С.Г. Козелкина И.И.
Евстратовой Е.В. (дов. б/н от 19.06.2014), Хлоповских Л.М. (дов. б/н от 01.07.2014),
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МО ГО город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации ГО город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А14-14147/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района", ОГРН 1123668012116, ИНН 3661056103, (далее - ООО "УК РАЙДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, ОГРН 1033600005889, ИНН 3666084175, (далее - МО ГО город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики) о взыскании 15 677,69 руб. расходов на оборудование многоквартирного дома N 6 по ул.Остужева общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячей воды (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКП городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.04.2014 (судья Сафонова З.В.) исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (судьи Афонина Н.П., Алферова Е.Е., Колянчикова Л.А.,) принятое решение оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, МО ГО город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации ГО город Воронеж обратилось в арбитражный суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 18.04.2014 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014, как незаконных.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "УК Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. МКП "Воронежтеплосеть" заявлено письменное ходатайство о рассмотрение кассационной жалобы без своего участия. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц, в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё ООО "УК Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района", судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Муниципальному образованию ГО город Воронеж на праве муниципальной собственности принадлежат помещения N N 16, 49, 74, 130, 194, 231, 136, 234, общей жилой площадью 588,71 кв.м., общей нежилой площадью 272,1 кв. м., расположенные в многоквартирном доме N 6 по ул.Остужева в г.Воронеже.
24.09.2012 ООО "УК Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" (управляющая компания) и МКП городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (поставщик) заключен договор N 1961/ОДПУ купли-продажи общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, согласно которому поставщик передал в собственность истца, выступающего исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного многоквартирного дома, общедомовые приборы учета, оборудование диспетчеризации и антивандальные средства защиты.
Данные приборы учета установлены в многоквартирных домах, управляемых истцом, по адресам, указанным в приложении N 1 к договору.
Согласно п. 4.3 договора после его подписания, но в любом случае не ранее даты оплаты (возмещения расходов) потребителями коммунальных услуг, истец обязан перечислять стоимость приборов учета поставщику согласно графику, установленному договором, в рассрочку. В случае неоплаты потребителям расходов на установку общедомовых приборов учета более трех расчетных (календарных) месяцев с даты предъявления платежного документа потребителю коммунальных услуг, ООО "УК РАЙДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района" обеспечивает принудительное взыскание денежных средств с потребителя (п.4.5).
Факт передачи общедомовых приборов учета управляющей компании подтверждается актом приема-передачи от 31.10.2012 N 9169. Стоимость установленных в многоквартирном доме N 6 по ул.Остужева в г.Воронеже средств измерения составила 372 227,98 руб.
Ссылаясь на то, что Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации ГО город Воронеж, как собственник помещений, расположенных в жилом доме N 6 по ул. Остужева, обязано нести расходы на оборудование дома общедомовыми приборами учета соразмерно своей доли, ООО "УК Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Процедура установки коллективных приборов для обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения их показаний при осуществлении расчетов за потребленные энергетические ресурсы регламентирована положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении).
Частью 5 ст. 13 Закона об энергоснабжении установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.
В силу ч. 9 названной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу ч. 12 ст. 13 Закона об энергоснабжении до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Согласно пп. "с" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета является прямой обязанностью исполнителя коммунальных услуг.
Согласно п.п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом многоквартирного дома, входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем, в том числе отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с п.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом относится к числу обязанностей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Исходя из системного анализа указанных положений, организация, осуществляющая управление многоквартирным жилым домом, является лицом, ответственным за выполнение требований Закона "Об энергосбережении" в части оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета.
Условиями договора N 1961/ОДПУ предусмотрено, что МКП ГО г.Воронеж "Воронежтеплосеть" делегирует истцу, как исполнителю коммунальных услуг в отношении спорного многоквартирного дома, право сбора денежных средств с собственников помещений в счет возмещении затрат на оборудование спорного дома общедомовыми приборами учета с последующим их перечислением на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
Факт поставки третьим лицом приборов учета и их установка в указанном многоквартирном доме ответчиком не оспаривается.
Сумма понесенных затрат на установку приборов учета определена истцом исходя из площади помещений, принадлежащих ответчику, пропорционально к общей площади помещений дома, что составило 15 677,69 руб. при стоимости общих затрат - 372 227,98 руб.
Расчет суммы затрат, представленный истцом, ответчиком по существу не оспорен. Контррасчет подлежащей оплате суммы за оказанные услуги по установке спорных средств измерений заявителем не представлен.
Довод заявителя жалобы о том, что часть нежилых помещений спорного дома, находящихся в муниципальной собственности, переданы третьим лицам в безвозмездное пользование и оперативное управление получил надлежащую оценку арбитражного суда и обоснованно отклонен.
Статьей 296 Гражданского кодекса РФ установлено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право оперативного управления и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, неявляющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Учитывая, что доказательства регистрации в установленном законом порядке права передачи спорных нежилых помещений в оперативное управление в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены, арбитражный суд правомерно признал собственника данных помещений - Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации ГО город Воронеж лицом, обязанным нести расходы по установке общедомовых средств измерения.
Факт передачи помещения в безвозмездное пользование третьим лицам в силу ст. 249 Гражданского кодекса РФ также не освобождает собственника от обязанности несения затрат по оснащению дома спорными приборами учета.
Следует отметить, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что при передаче помещений в безвозмездное пользование было согласовано условие об исполнении третьим лицом в пользу истца обязательств собственника по несению указанных расходов.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку арбитражным судом полно установлены обстоятельства дела, всесторонне исследованы имеющиеся доказательства.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных решения и постановления не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч.1 п.1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.04.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А14-14147/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Шильненкова |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право оперативного управления и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, неявляющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
...
Факт передачи помещения в безвозмездное пользование третьим лицам в силу ст. 249 Гражданского кодекса РФ также не освобождает собственника от обязанности несения затрат по оснащению дома спорными приборами учета."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 декабря 2014 г. N Ф10-3820/14 по делу N А14-14147/2013