г.Калуга |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А64-2888/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 24.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Горовенко Анатолия Витальевича (г. Тамбов) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (ОГРН 1046882304369, ИНН 6829007471, ул. Советская, д. 182, г. Тамбов, 392000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, Варшавское шоссе, д. 37, г. Москва, 131000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Горовенко Анатолия Витальевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.08.2014 (судья Плахотников М.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 (судьи Донцов П.В., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А64-2888/2014,
УСТАНОВИЛ:
Горовенко Анатолий Витальевич обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее - Управление, административный орган) и об отмене определения от 16.04.2014 N 26 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России" по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 06.08.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014, производство по настоящему делу в части требований Горовенко А.В. о признании незаконными действий Управления, выразившихся в вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, прекращено, в удовлетворении требований об отмене определения от 16.04.2014 N 26 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России" по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ отказано.
Не согласившись с выводами суда, Горовенко А.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и вернуть дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, в отзыве на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 16.04.2014 гражданин Горовенко А.В. обратился в Управление с заявлением, в котором указал на нарушение ФГУП "Почта России" лицензионных требований, выразившееся в отсутствии гашения марок на оболочке конверта оттиском календарного почтового штемпеля при приеме регистрируемого почтового отправления (РПО) N 39200072290763, направленного из ОПС 392000 Тамбовского почтамта в адрес Горовенко А.В., что по мнению заявителя, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения обращения Горовенко А.В. Управлением было вынесено определение от 16.04.2014 N 26 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России" в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с действиями и определением управления, Горовенко А.В. обратился в арбитражный суд.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N176-ФЗ) отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи".
Часть 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) устанавливает обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии со ст. 2 Закона N 126-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, является оператором связи.
Услуги почтовой связи входят в Перечень наименований услуг связи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 (раздел XX), которым также утвержден Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, в который включены, в том числе, следующие условия:
1. Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги;
2. Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии;
3. Оказание услуг на территории, указанной в лицензии;
4. Обеспечение предоставления пользователю:
а) приема почтовых отправлений;
б) обработки почтовых отправлений;
в) перевозки почтовых отправлений;
г) доставки (вручения) почтовых отправлений;
д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
5. Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации;
В соответствии со статьей 2 Закона N 176-ФЗ под универсальными услугами почтовой связи понимаются услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.
Статьей 29 Закона N 176-ФЗ предусмотрено, что плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты.
В силу статьи 2 Закона N 176-ФЗ государственными знаками почтовой оплаты являются почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.
Пунктом 25 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, определено, что подтверждением оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, являются государственные знаки почтовой оплаты, в качестве которых используются: а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки; б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами; в) иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.
В пункте 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 года N 115, указано, что продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.
Таким образом, государственные знаки почтовой оплаты служат подтверждением при отправлении письменной корреспонденции оплаты услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции.
Согласно Порядку приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденному приказом ФГПУ "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п, наклеенные почтовые марки должны быть погашены оттиском календарного почтового штемпеля таким образом, чтобы их нельзя было использовать вторично (пунктом 4.35).
Как усматривается из материалов дела, в своем заявлении в Управление Роскомнадзора по Тамбовской области Горовенко А.В. в качестве нарушения ФГУП "Почта России" лицензионных требовании и условий указывает на отсутствие гашения марок на оболочке конверта оттиском календарного почтового штемпеля при приеме почтового отправления N 9200072290763.
По мнению заявителя, изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судами правильно указано, что, неисполнение филиалами ФГУП "Почта России" и их структурными подразделениями требований названного выше Порядка не относится к перечню лицензионных условий, которые обязан соблюдать лицензиат при оказании услуг почтовой связи.
Судом первой и апелляционной инстанции правомерно отмечено, что при разрешении вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении дела об административном правонарушении необходимо установление административным органом наличия (отсутствия) в действиях организации состава правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исходя из смысла ст. 28.1 КоАП РФ производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации.
При этом, необходимо учитывать, что действующим законодательством не предусмотрено безусловной обязанности соответствующего административного органа возбуждать дело об административном правонарушении при наличии какого-либо из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 Кодекса, поскольку для возбуждения дела об административном правонарушении требуется наличие достаточных сведений, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах спора арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что определение от 16.04.2014 N 26 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России" является законным и обоснованным.
Кроме того, суд округа отмечает, что указанное определение Управления не нарушило права и интересы Горовенко А.В., поскольку услуги почтовой связи ему не оказывались, он являлся лишь получателем почтового отправления, следовательно, не является лицом, который вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов посредством обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 по делу N А64-2888/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 года N 115, указано, что продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.
...
По мнению заявителя, изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Судом первой и апелляционной инстанции правомерно отмечено, что при разрешении вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении дела об административном правонарушении необходимо установление административным органом наличия (отсутствия) в действиях организации состава правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исходя из смысла ст. 28.1 КоАП РФ производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2014 г. N Ф10-4397/14 по делу N А64-2888/2014