Дело рассмотрено 15.02.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Шелудяева В.Н. |
|
Чаусовой Е.Н. |
при участии в заседании: |
|
от Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19) от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (ОГРН 104400426498, 248000, г. Калуга, ул. Вавилова, д. 5) от 3-их лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский переулок, д. 9) ФГКЭУ "Бабушкинская КЭЧ" Минобороны России (107207, г. Москва, ул. Чусовская, д. 1/3) ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" (141400, г. Химки, ул. Ленинградская, д. 24) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.07.2011 (судья Дорошина А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 (судьи Игнашина Г.Д., Дорошкова А.Г., Стаханова В.Н.) по делу N А23-627/2011,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Управление) о признании незаконными действий по регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" на здания, расположенные в городе Калуге, ул. Октябрьская, д. 17, и с требованием обязать Управление погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи регистрации от 15.10.2010 N 40-4001/0090/2010-098, от 01.10.2010 N 40-40-01/0070/2010-680; от 01.10.2010 N 40-40-01/0070/2010-681, от 01.10.2010 N 40-40-01/0070/2010-684, от 01.10.2010 N 40-4001/0070/2010-683, от 01.10.2010 N 40-40-01/0070/2010-682.
Решением суда от 21.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.10.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит указанные решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, на основании обращения ФГУП "НПО им. С. А. Лавочкина" с заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Октябрьская, д. 17, а именно: нежилое здание N 1 площадью 870,4 кв. м, кадастровый номер 40:26:000305:5:8; нежилое здание N 4 площадью 105,2 кв. м кадастровый номер 40:26:000305:5:6; нежилое здание N 6 площадью 410,3 кв. м, кадастровый номер 40:26:000305:5:5; нежилое здание N 7 площадью 409,5 кв. м, кадастровый номер 40:26:000305:5:7; нежилое здание N 8 площадью 1312,3 кв. м, кадастровый номер 40:26:000305:5:13; нежилое здание N 9 площадью 450,4 кв. м, кадастровый номер 40:26:000305:5:9, Управлением осуществлена регистрация права хозяйственного ведения на указанные объекты, и выданы свидетельства о государственной регистрации права от 15.10.2010 N 40 КЛ 093883, от 04.10.2010 N 40КЛ 091514, от 04.10.2010 N 40КЛ 091522, от 04.10.2010 N 40КЛ 091519, от 04.10.2010 N 40КЛ 091518, от 04.10.2010 N 40КЛ 091515.
Считая действия Управления по регистрации указанного права незаконными, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 названного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона).
В статье 17 Закона N 122-ФЗ перечислены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при наличии которых регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно ст. 19 Закона о регистрации регистратор при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений, а заявители вправе представлять дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на государственную регистрацию спорных объектов недвижимости ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" были представлены все необходимые документы, что позволило Управлению зарегистрировать право хозяйственного ведения предприятия.
Кроме того, указанная сделка являлась предметом исследования арбитражного суда по делам N А23-240/3-99А и N А23-3529/01Г-7-249 и судебными актами подтверждена ее законность.
Довод заявителя о нарушении Управлением ст. 13 и ст. 17 Закона N 122-ФЗ, п. 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184, выразившемся в не проведении правовой экспертизы представленных документов, поскольку распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.09.2003 N 4167-Р спорные объекты закреплены за Бабушкинской КЭЧ, судом обоснованно отклонен, так как по существу сводится к оспариванию оснований возникновения права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимости, то есть вопросу, не являющемуся предметом настоящего спора.
Помимо этого суд принял во внимание, что право хозяйственного ведения ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" на спорные объекты подтверждено вступившим 27.05.2011 в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 21.03.2011 по делу N А23-4519/10Г-10-253.
При таких обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемых действий Управления, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных Министерством обороны Российской Федерации требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании вышеперечисленных норм законодательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных соответствующими доказательствами, а поэтому судебной коллегией отклоняются на основании требований статьи 286 АПК РФ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.07.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу N А23-627/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно ст. 19 Закона о регистрации регистратор при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений, а заявители вправе представлять дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав.
...
Довод заявителя о нарушении Управлением ст. 13 и ст. 17 Закона N 122-ФЗ, п. 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184, выразившемся в не проведении правовой экспертизы представленных документов, поскольку распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.09.2003 N 4167-Р спорные объекты закреплены за Бабушкинской КЭЧ, судом обоснованно отклонен, так как по существу сводится к оспариванию оснований возникновения права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимости, то есть вопросу, не являющемуся предметом настоящего спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 февраля 2012 г. N Ф10-71/12 по делу N А23-627/2011