Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
|
Панченко С.Ю. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области 215800, Смоленская область, г. Ярцево, ул. Гагарина, д. 9 ОГРН 1026700977038 |
Семенова В.А. - представителя, дов. от 20.07.2011 N 02-12/1778; Пантюшкова С.Ю. - представителя, дов. от 20.07.2011 N 02-12/1774 |
от Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям 241519, Брянская область, Брянский район, пос. Путевка, ул. Рославльская, д. 3 ОГРН 1047796296437 |
Пашинского А.А. - представителя, дов. от 07.10.2011 N УФС-23Д |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.08.2011 (судья Петрунин С.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 (судьи Дорошкова А.Г., Полынкина Н.А., Тучкова О.Г.) по делу N А09-2656/2011,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Брянской и Смоленской областям (далее - Управление, ответчик) от 22.12.2010 N СМ-ЗРА-0361-013/10.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.08.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Администрация обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судами фактических обстоятельств спора, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит кассационную коллегию отказать в её удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются материалами дела, представленными доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, На основании приказа Управления от 18.10.2010 N 376, принятого в соответствии с указанием Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям от 08.09.2010 N ФС-АС-3/11235, во исполнение решения Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности от 23.06.2010, Управлением 21.10.2010 были проведены мероприятия по выявлению и инвентаризации санкционированных и несанкционированных захоронений пришедших в негодность пестицидов и мест их складирования.
В ходе проверки Управлением выявлен факт ненадлежащего содержания санкционированного захоронения 270 тонн непригодных к использованию пестицидов на земельном участке площадью 1,2 га, расположенном на расстоянии 5 км западнее дер. Львово Ярцевского района Смоленской области.
Согласно акту инвентаризации от 21.10.2010 территория захоронения частично обнесена деревянным ограждением, на некоторых из них имеются предупредительные знаки "Опасно. Яд". Поверхность захоронения неровная, заросшая травой и древесно-кустарной растительностью. На расстоянии 1,5 км ощущается запах пестицидов. Въездные ворота отсутствуют, подъездных дорог нет.
По результатам осмотра места захоронения непригодных пестицидов проверяющими составлена фототаблица.
Для определения угрозы окружающей природной среде с прилегающей к захоронению территории были отобраны пробы грунта, которые направлены на исследование в ФГУ "Брянская МВЛ".
В соответствии с протоколами испытаний от 11.11.2010 N N 10101287 ФС, 10101288 ФС, 10101291 ФС, фактическое содержание прометрина в почвенных пробах не соответствует требованиям ГН 1.2.1323-03.
Управлением 22.12.2010 выдано предписание N СМ-ЗРА-0361-013/10, которым Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области указано принять меры по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами: 1) огородить санкционированное захоронение, расположенное в 5 км от деревни Львово Ярцевского района, площадью 1,2 га и выставить предупредительные знаки, свидетельствующие об опасности данной территории, с целью предотвращения вреда здоровью людей и окружающей среде; 2) осуществлять надлежащее содержание указанного захоронения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Срок исполнения предписания до 01.05.2011.
Полагая, что указанное предписание вынесено Управлением с нарушением действующего законодательства, в результате чего были нарушены права и законные интересы заявителя, Администрация обратились в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании его недействительным.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в числе основных полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды предусматривает деятельность, направленную на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 7 названного закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в числе прочего, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Аналогичное положение закреплено в п.п. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, муниципальный район отнесен к субъектам природоохранной деятельности, на которые возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды.
Из содержания ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды установлены в Федеральном законе от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
В силу ст. 19 названного закона хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
На основании п. 2.12 ГОСТ 12.3.041-86 "Система стандартов безопасности труда. Применение пестицидов для защиты растений. Требования безопасности" места складирования запрещенных к применению и пришедших в негодность пестицидов должны обозначаться указателем "Запрещенные пестициды" или "Выбракованные пестициды".
Факт ненадлежащего содержания санкционированного захоронения непригодных к использованию пестицидов в количестве 270 тонн на лесном участке площадью 1,2 га, расположенном на расстоянии 5 км западнее дер. Львово Ярцевского района Смоленской области (квартал 34 выдел 4 Львовского участкового лесничества Ярцевского лесничества) подтвержден имеющимися в деле доказательствами и Администрацией не оспаривается.
Судом установлено, что захоронение пришедших в негодность пестицидов - бесхозяйное, поскольку архивные данные о принятии на баланс какой-либо организацией отсутствуют, а функционирующих организаций, ответственных за содержание указанного захоронения, не имеется.
Названное обстоятельство подтверждено представленными Управлением письмами Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру от 12.10.2010 N 5034-07 и от 19.10.2005 N 1464-07. Доказательств обратного Администрацией суду не представлено.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о наличии у Управления правовых оснований для вынесения в отношении Администрации оспариваемого предписания.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на письмо Государственного комитета по охране окружающей среды Смоленской области от 12.05.1999 N 391, согласно которому обязанность по содержанию спорного захоронения пестицидов, по мнению Администрации, лежит на Управлении сельского хозяйства Смоленской области, не может быть принята во внимание, поскольку указанное письмо не является правоустанавливающим документом. Более того, из буквального содержания рассматриваемого письма следует, что обязанности по обустройству и контролю за спорным объектом переданы государственному производственному объединению "Плодородие". Сведения о существовании указанной организации на момент проведения проверки и о нахождении на её балансе Львовского захоронения ядохимикатов в материалах дела отсутствуют.
Ссылку кассатора на постановление Ленинского районного суда г. Смоленска от 14.02.2011 о прекращении производства по делу в отношении Главы Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области Петракова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.3 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения, что, по мнению Администрации, свидетельствует об отсутствии у неё обязанности по содержанию спорного захоронения пестицидов, кассационная коллегия также считает несостоятельной, поскольку вышеуказанное постановление суда общей юрисдикции в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином понимании Администрацией муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области вышеназванных норм материального права и направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, а поэтому в силу требований ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ судебной коллегией отклоняются.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.08.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по делу N А09-2656/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу Администрации Муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 19 названного закона хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
На основании п. 2.12 ГОСТ 12.3.041-86 "Система стандартов безопасности труда. Применение пестицидов для защиты растений. Требования безопасности" места складирования запрещенных к применению и пришедших в негодность пестицидов должны обозначаться указателем "Запрещенные пестициды" или "Выбракованные пестициды".
...
Ссылку кассатора на постановление Ленинского районного суда г. Смоленска от 14.02.2011 о прекращении производства по делу в отношении Главы Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области Петракова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.3 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения, что, по мнению Администрации, свидетельствует об отсутствии у неё обязанности по содержанию спорного захоронения пестицидов, кассационная коллегия также считает несостоятельной, поскольку вышеуказанное постановление суда общей юрисдикции в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2012 г. N Ф10-275/12 по делу N А09-2656/2011