Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 14.03.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Панченко С.Ю. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "АРКАДА" (ОГРН 1033109214874, Белгородская область, г. Старый Оскол, пр. Молодежный, стр. 6, 309516) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (ОГРН 1063123133996, г. Белгород, Соборная площадь, д. 4, 308005) от третьего лица: открытого акционерного общества "Белгородская сбытовая компания" (г. Белгород, Народный бульвар, д. 107, 308015) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Пророченко С.И. - представителя (дов. от 22.12.2011 N 1/58);
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРКАДА" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.08.2011 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 (судьи Протасов А.И., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-3785/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дворец спорта" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "АРКАДА" (изменение наименования, протокол от 09.08.2011), далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением признании недействительным приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) от 28.02.2011 N 2/15 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Региональной энергетической комиссии Белгородской области" в части признания утратившим силу постановления Региональной энергетической комиссии Белгородской области от 27.02.2004 N 2/6 "О тарифе на электрическую энергию и природный газ для Универсального Дворца спорта г. Старый Оскол" (уточненное требование).
Решением от 31.08.2011 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2011 решение суда от 31.08.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
До начала рассмотрения кассационной жалобы в суд поступило ходатайство Общества об отложении рассмотрения дела на другую дату из-за невозможности явки его представителя в судебное заседание в назначенное время из-за поломки транспортного средства.
Заявленное ходатайство не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 284 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с ч. 1 ст. 285 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу на судебный акт арбитражного суда в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления кассационной жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству.
Учитывая, что срок рассмотрения кассационной жалобы является пресекательным и восстановлению не подлежит, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя открытого акционерного общества "Белгородская сбытовая компания" (далее - ОАО "БСК") кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в связи с обращением ОАО "КМА проектжилстрой", для осуществления деятельности, связанной с развитием физической культуры и спорта в Белгородской области, Региональной энергетической комиссией Белгородской области принято постановление от 27.02.2004 N 2/6 "О тарифе на электрическую энергию и природный газ для Универсального дворца спорта г. Старый Оскол". Указанным постановлением Универсальный дворец спорта ОАО "КМА проектжилстрой" был отнесен с 1 апреля 2004 года: по расчетам за электрическую энергию к группе потребителей электрической энергии "население, проживающее в городах и поселках городского типа"; по расчетам за природный газ к группе потребителей "население".
1 января 2005 года между ООО "Дворец спорта" и ОАО "Белгородская сбытовая компания" был заключен договор энергоснабжения N 2311401, действующий до настоящего времени.
Согласно п. 7.1. договора расчет за электроэнергию производится по тарифам соответствующих групп потребителей, установленным в соответствии с действующим законодательством, решениями Региональной энергетической комиссии. В подписанной сторонами ведомости расчетных электросчетчиков, являющейся приложением N 3 к указанному до говору, в колонке "отрасль" также согласована категория потребителя - ООО "Дворец спорта" - население.
Приказом Комиссии от 28.02.2011 N 2/5 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Региональной энергетической комиссии Белгородской области" было признано утратившим силу постановление Региональной энергетической комиссии по Белгородской области от 27.02.2004 N 2/6 "О тарифе на электрическую энергию и природный газ для Универсального Дворца спорта г. Старый Оскол", в связи с чем ООО "Дворец спорта" должно рассчитываться за потребленную электроэнергию по тарифу, утвержденному для группы потребителей "прочие потребители".
Посчитав, что при принятии приказа от 28.02.2011 N 2/15 Комиссией были допущены существенные нарушения прав и законных интересов ООО "Дворец спорта" в сфере экономической деятельности, выразившиеся в значительном (порядка 104%) увеличении тарифа на электроэнергию относительно тарифа, применяемого Обществом с начала текущего года, которое влечет за собой существенный рост затрат, не заложенных в бюджете ООО "Дворец спорта" на 2011 год и неизбежно отразится на его финансовой устойчивости, Общество оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право распространять на субъектов физкультурно-спортивной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности тарифы на отпуск сетевого газа, электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в порядке, предусмотренном для отпуска указанных ресурсов населению. Также были перечислены организации и объекты, в отношении которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могли принимать подобные решения.
Таким образом, на основании приказа Комиссии от 27.02.2004 N 2/6 к Универсальному дворцу спорта г. Старый Оскол правомерно применялся тариф на электроэнергию, установленный для населения.
На основании Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с 30.02.2008 утратил силу Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ, при этом новый закон не предусматривает возможность распространения на заявителя тарифов, установленных для населения.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" с 1 января 2011 года электрическая энергия (мощность) в полном объеме (за исключением объемов для населения) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Таким образом, государственное регулирование тарифов на электроэнергию начиная с 2011 года осуществляется только в части тарифов для населения. Иным категориям потребителей электрическая энергия подается с применением свободных нерегулируемых цен.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, определена 2 тарифная группа потребителей энергетической энергии "население", к которой относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды. Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для приравненных к категории "население" потребителей, перечень которых названными Методическими указаниями является исчерпывающим и который не содержит указаний на возможность включения в перечень физкультурно-спортивных организаций.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 N 655-э (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.01.2011 N 19570) утвержден Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). В данный Перечень также не включена категория потребителей - физкультурно-спортивные организации.
Поскольку оспариваемый приказ от 28.02.2011 N 2/15 принят во исполнение положений вышеназванных нормативный правовых актов, и издан Комиссией в целях приведения некоторых актов Комиссии в соответствие действующему законодательству, то он не является актом в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а поэтому суд обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.08.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу N А08-3785/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" с 1 января 2011 года электрическая энергия (мощность) в полном объеме (за исключением объемов для населения) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
...
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, определена 2 тарифная группа потребителей энергетической энергии "население", к которой относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды. Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для приравненных к категории "население" потребителей, перечень которых названными Методическими указаниями является исчерпывающим и который не содержит указаний на возможность включения в перечень физкультурно-спортивных организаций.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 N 655-э (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.01.2011 N 19570) утвержден Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). В данный Перечень также не включена категория потребителей - физкультурно-спортивные организации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2012 г. N Ф10-456/12 по делу N А08-3785/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8125/12
13.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8125/12
14.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-456/12
24.11.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3727/11
09.09.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3727/11