Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Ключниковой Н.В. Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" в лице конкурсного управляющего Коптелиной Людмилы Николаевны (129110, г. Москва, Орловский пер., д. 5) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области (301260, Тульская обл., Киреевский район, г. Киреевск, ул. Титова, д. 4) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" в лице конкурсного управляющего Коптелиной Людмилы Николаевны на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.09.2011 (судья Андреева Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 (судьи Дорошкова А.Г., Полынкина Н.А., Стаханова В.Н.) и администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу N А68-3279/2011,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области (далее - администрация), выразившегося в неустранении несоответствия в документах о передаче имущества в хозяйственное ведение и технической документации на данное имущество, а также в несовершении действий по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, переданное в хозяйственное ведение МУП ЖКХ "Липковское".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 (с учетом определения Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2012 об исправлении опечаток) решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации Киреевского района Тульской области, выразившегося в неустранении несоответствия в документах по передаче в хозяйственное ведение и технической документации на здание диспетчерской и здание ремонтного цеха, расположенных по адресу: Тульская область г. Липки, ул. Октябрьская, 1, отменено. Суд обязал администрацию Киреевского района Тульской области устранить несоответствие сведений, содержащихся в выписке из реестра муниципального имущества Киреевского района и кадастровом паспорте на здание диспетчерской 1963 года постройки общей площадью 50,8 кв. м, кадастровый (учетный) номер 70:228:002:030011100:0100:20000, кадастровый номер земельного участка 71:12:060504:158, местоположение г. Липки Киреевского района Тульской области, ул. Октябрьская, литер А;
выписке из реестра муниципальной собственности и кадастровом паспорте на здание ремонтного цеха общей площадью 58,9 кв. м, 1968 года постройки, местоположение: г. Липки Киреевского района Тульской области, ул. Октябрьская, д. 1, Литера В, В1, кадастровый (учетный) номер 70:228:002:030011100:0301:20000.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Взыскано с администрации Киреевского района Тульской области (301260, г. Киреевск, Тульская область, ул. Титова, д. 4) в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" (129110, г. Москва, Орловский пер., д. 5) 1 000 руб. судебных расходов по госпошлине.
В кассационных жалобах муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" просит решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении заявленных требований, а администрация муниципального образования Киреевский район Тульской области просит постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требований МУП ЖКХ "Липковское" отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалоб, кассационная инстанция считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора между муниципальным образованием Киреевский район и МУП ЖКХ "Липковское" от 02.04.2003 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ "Липковское" в хозяйственное ведение заявителя по акту приема-передачи передано движимое и недвижимое имущество.
Постановлением администрации МО Киреевский район от 09.08.2005 N 823 из хозяйственного ведения предприятия изъято переданное имущество.
Поскольку решением Арбитражного суда Тульской области от 24.10.2006 по делу N А68-2677/06-214/10 указанное постановление признано недействительным, постановлением главы администрации МО Киреевский район от 15.12.2006 N 1382 утверждены акты приема-передачи изъятого имущества, которое возвращено предыдущему владельцу - МУП ЖКХ "Липковское" в лице Коптелиной Л.Н., назначенной конкурсным управляющим определением Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2008.
В 2010 году МУП ЖКХ "Липковское" подало в Киреевский отдел Управления Росреестра по Тульской области заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения на переданное имущество, проведение которой 26.03.2010 было приостановлено по заявлению МУП ЖКХ "Липковское" на три месяца в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.
Обратившись с заявлениями от 04.09.2009 N 15, от 02.06.2010, от 12.07.2010 N 17, от 16.03.2011, конкурсный управляющий просила администрацию устранить несоответствия в документах на недвижимое имущество, содержащиеся в выписках из реестра муниципальной собственности и технических паспортах на здания, а также предложила администрации МО Киреевский район обеспечить проведение государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
Администрация своими письмами сообщила о невозможности удовлетворения требований заявителя, поскольку данные несоответствия не препятствуют осуществлению государственной регистрации за предприятием права хозяйственного ведения.
Считая указанные бездействия администрации незаконными, МУП ЖКХ "Липковское" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований предприятия о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, выразившегося в несовершении действий по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, переданное в хозяйственное ведение МУП ЖКХ "Липковское", суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие указанного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела право муниципальной собственности на спорное имущество возникло в 1995 году, т.е. до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В связи с чем, как правильно указано судами, отсутствуют правовые основания для понуждения администрации МО Киреевский район осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости.
Кроме того, заявитель не обосновал, что именно отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности за администрацией МО Киреевский район явилось причиной приостановления или отказа регистрационной службой проведения государственной регистрации права на объекты недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия администрации МО Киреевский район Тульской области, выразившегося в неустранении несоответствия в документах по передаче имущества в хозяйственное ведение и технической документации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Отменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что противоречивая информация, содержащаяся в реестре муниципальной собственности и кадастровых паспортах, препятствует проведению заявителем регистрационных действий относительно спорного имущества, а значит исполнению конкурсным управляющим своих обязанностей, возложенных Законом, и, соответственно, завершению конкурсного производства.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами спорное недвижимое имущество передано предприятию в период действия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", следовательно право хозяйственного ведения МУП ЖКХ "Липковское" на данное имущество подлежало государственной регистрации в порядке, установленном указанным законом.
Из материалов дела следует, что в установленном порядке государственная регистрация права хозяйственного ведения предприятия в отношении спорного имущество не производилась.
Уведомлениями от 26.03.2010 государственная регистрация прав хозяйственного ведения на недвижимое имущество приостановлена по заявлению МУП ЖКХ "Липковское".
Документов и доказательств государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП ЖКХ "Липковское" на спорное имущество или отказа в его государственной регистрации по причине несоответствия сведений ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, из материалов дела не следует, как противоречивая информация, содержащаяся в реестре муниципальной собственности и кадастровых паспортах спорного имущества, в отношении которого отсутствует подтверждение права хозяйственного ведения, нарушает права и законные интересы МУП ЖКХ "Липковское" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для частичного удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области удовлетворить.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу N А68-3279/11 в части отмены решения Арбитражного суда Тульской области от 05.09.2011 и удовлетворения требований муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" о признании незаконным бездействия администрации Киреевского района Тульской области, выразившегося в неустранении несоответствия в документах по передаче в хозяйственное ведение и технической документации на здание диспетчерской и здание ремонтного цеха, расположенных по адресу: Тульская область г. Липки, ул. Октябрьская,1, а также обязания администрацию Киреевского района Тульской области устранить несоответствие сведений, содержащихся в:
выписке из реестра муниципального имущества Киреевского района и кадастровом паспорте на здание диспетчерской 1963 года постройки общей площадью 50,8 кв. м, кадастровый (учетный) номер 70:228:002:030011100:0100:20000, кадастровый номер земельного участка 71:12:060504:158, местоположение г. Липки Киреевского района Тульской области, ул. Октябрьская, литер А;
выписке из реестра муниципальной собственности и кадастровом паспорте на здание ремонтного цеха общей площадью 58,9 кв. м, 1968 года постройки, местоположение: г. Липки Киреевского района Тульской области, ул. Октябрьская, д. 1, Литера В, В1, кадастровый (учетный) номер 70:228:002:030011100:0301:20000,
а также в части взыскания с администрации Киреевского района Тульской области (301260, г. Киреевск, Тульская область, ул. Титова, д. 4) в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" (129110, г. Москва, Орловский пер., д. 5) 1 000 руб. судебных расходов по госпошлине, отменить и в указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда Тульской области.
В остальной части решение и постановление судов оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" в лице конкурсного управляющего Коптелиной Людмилы Николаевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документов и доказательств государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП ЖКХ "Липковское" на спорное имущество или отказа в его государственной регистрации по причине несоответствия сведений ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, из материалов дела не следует, как противоречивая информация, содержащаяся в реестре муниципальной собственности и кадастровых паспортах спорного имущества, в отношении которого отсутствует подтверждение права хозяйственного ведения, нарушает права и законные интересы МУП ЖКХ "Липковское" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для частичного удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
...
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу N А68-3279/11 в части отмены решения Арбитражного суда Тульской области от 05.09.2011 и удовлетворения требований муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Липковское" о признании незаконным бездействия администрации Киреевского района Тульской области, выразившегося в неустранении несоответствия в документах по передаче в хозяйственное ведение и технической документации на здание диспетчерской и здание ремонтного цеха, расположенных по адресу: Тульская область г. Липки, ул. Октябрьская,1, а также обязания администрацию Киреевского района Тульской области устранить несоответствие сведений, содержащихся в:"
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2012 г. N Ф10-451/12 по делу N А68-3279/2011