Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей: |
Маргеловой Л.М. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" (398059, г. Липецк, ул. Неделина, 23, ОГРН 1024800002292) |
Дегтярева А.Н. - председателя (приказ от 07.06.2006 N 11), |
от инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Липецка (398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, д. 5а, корпус "б") |
Пестрецовой Г.В. - зам. начальника инспекции (дов. от 30.03.2012 N 03-09/02074 пост.), Луневой О.А. - начальника правового отдела (дов. от 30.03.2012 N 03-09/02075 пост.), Корнаковой О.П. - главного госналогинспектора (дов. от 30.03.2012 N 03-09/02073 пост.), |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корытко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2011 (судья Тетерева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2011 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Донцов П.В.) по делу N А36-4545/2010,
УСТАНОВИЛ:
Липецкое региональное отделение Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка от 17.09.2009 N 5558дсп "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и о признании недействительным акта выездной налоговой проверки от 18.08.2009 N 244 (с учетом уточнений).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2011 производство по делу в части требований о признании незаконным акта выездной налоговой проверки от 18.08.2009 N 44 прекращено.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2011 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка от 17.09.2009 N 5558дсп "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" по доначислению недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 005 812 руб. 46 коп., начислению пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 293 602 руб. 48 коп., привлечению к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 401 162 руб. 57 коп., по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление в установленный срок документов в виде штрафа в сумме 4 250 руб., по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса за непредставление в течение более 180 дней налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 6 299 091 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований налогоплательщику отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Липецкое региональное отделение Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов исходя из доводов заявителя жалобы.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка проведена выездная налоговая проверка Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" по вопросам соблюдения налогового законодательства (своевременности представления налоговых деклараций и расчетов, правильности и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008), полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 27.04.2009, по результатам которой составлен акт от 18.08.2009 N 44, и вынесено решение от 17.09.2009 N 5558дсп "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 15.10.2010 апелляционная жалоба налогоплательщика на решение инспекции от 17.09.2009 N 5558дсп оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, а также полагая незаконным акт выездной проверки от 18.08.2009 N 44, общественная организация инвалидов "Чернобылец" обратилась в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования и отклоняя доводы налогоплательщика о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры назначения и проведения выездной проверки, рассмотрения материалов проверки и принятия решения по результатам ее проведения, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки.
Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован статьей 89 Налогового кодекса.
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Как следует из содержания решения начальника инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Липецка от 28.04.2009 N 21 "О проведении выездной налоговой проверки", выездная налоговая проверка общественной организации инвалидов "Чернобылец" назначена по вопросам соблюдения налогового законодательства (своевременности представления налоговых деклараций и расчетов, правильности и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 полноты своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 27.04.2009), что свидетельствует о наличии в решении развернутой формулировки предмета выездной налоговой проверки, а также соблюдении требований абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Кодекса, в соответствии с которыми проверка назначена за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Также в решении от 28.04.2009 N 21 в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса и Приказа от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ указаны должностные лица, которым поручено проведение проверки: Куликова Г.С. - руководитель проверяющей группы, заместитель начальника отдела выездных проверок; Корнакова О.П. - главный государственный налоговый инспектор; Казначеева А.В. - ведущий специалист-эксперт юридического отдела, а решением от 29.05.2009 N 21/1 "О внесении дополнений (изменений) в решение инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка от 28.04.2009 N 21 "О проведении выездной налоговой проверки" в состав проверяющих включен Симанков М.К. - начальник отделения ОРО N 1 ОРЧ (по ЛНП) УВД по Липецкой области.
Следовательно, решение от 28.04.2009 N 21 "О проведении выездной налоговой проверки" полностью соответствует предъявляемым к нему требованиям и вынесено с соблюдением установленного налоговым законодательством порядка.
Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса установлено, что по истечении срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (пункт 2 статьи 101 Налогового кодекса).
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
При этом обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при разрешении вопроса о привлечении к финансовой ответственности, несоблюдение которой влечет недействительность ненормативного акта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по окончании проведения в отношении общественной организации инвалидов "Чернобылец" выездной налоговой проверки в последний день проведения проверки (24.06.2009) проверяющим в соответствии с пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса была составлена справка о поведении выездной налоговой проверки, которая вручена председателю общественной организации инвалидов "Чернобылец" Дегтяреву А.Н., о чем свидетельствует его подпись в указанном документе.
Акт от 18.08.2009 N 44, составленный инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка по результатам проведенной выездной налоговой проверки, в котором указано на право налогоплательщика в случае несогласия с фактами, изложенными в нем, представить в течение 15 дней со дня его получения письменные возражения, также вручен председателю общественной организации инвалидов "Чернобылец" Дегтяреву А.Н. 18.08.2009, то есть в день его составления, о чем свидетельствует подпись Дегтярева А.Н. на акте.
В этот же день 18.08.2009 Дегтяреву А.Н. было вручено уведомление, о чем свидетельствует подпись последнего на уведомлении, которым председатель общественной организации инвалидов "Чернобылец" Дегтярев А.Н. вызывался в инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка на 17.09.2009 на 14 часов 00 минут для рассмотрения материалов по акту выездной налоговой проверки от 18.08.2009 N 44.
17.09.2009 начальником инспекции в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика или его представителя были рассмотрены материалы проверки и представленные 02.09.2009 письменные возражения на акт проверки, о чем составлен протокол рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки от 17.09.2009 и вынесено решение от 17.09.2009 N 5558дсп "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Довод налогоплательщика о том, что уведомлением налогового органа на рассмотрение материалов проверки приглашалось конкретное должностное лицо, а не полномочный представитель налогоплательщика - общественной организации инвалидов "Чернобылец", в отношении которого проводилась проверка, является несостоятельным.
Приказом Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" от 07.06.2006 N 11 утверждено решение общего собрания общественной организации инвалидов от 02.06.2006, которым председателем Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" избран Дегтярев А.Н.
Из справки от 23.11.2010, выданной на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, усматривается, что 03.08.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" была внесена запись, согласно которой председатель Дегтярев Александр Николаевич указан в качестве лица, имеющего право действовать без доверенности.
Следовательно, названное лицо имело полномочия действовать от имени регионального отделения общественной организации инвалидов "Чернобылец" без доверенности, в том числе представлять его интересы в налоговых органах, так же как имело и возможность уполномочить представлять интересы организации при рассмотрении материалов проверки иное лицо на основании доверенности, выданной в порядке, установленном статьей 185 Гражданского кодекса.
Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства того, что уведомление о вызове председателя Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" Дегтярева А.Н. на рассмотрение материалов проверки, который является полномочным представителем организации, было вручено Дегтяреву А.Н., отсутствие представителя налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки не может являться в силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.
Довод налогоплательщика о том, что само уведомление от 18.08.2009 о рассмотрении материалов проверки от имени инспекции подписано не руководителем (или его заместителем), что не соответствует нормам действующего законодательства, также не свидетельствует о нарушении процедуры рассмотрения материалов поверки, поскольку данное уведомление было подписано главным госналогинспектором Корнаковым О.П., то есть лицом, которому решением от 28.04.2009 N 21 было поручено проведение выездной проверки в отношении налогоплательщика.
При этом, общественная организация инвалидов "Чернобылец" в полной мере реализовала свое право и представила 02.09.2009 возражения на акт проверки от 18.08.2009 N 44, которые были рассмотрены инспекцией при вынесении решения, что отражено как в самом решении от 17.09.2009 N 5558дсп "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", так и в протоколе рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки от 17.09.2009.
Учитывая выше изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что налоговым органом при принятии решения от 17.09.2009 N 5558дсп не было допущено нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, являющихся основанием для его отмены по формальным основаниям.
Выводы судов о том, что налоговый орган в ходе проверки не предпринимал меры, предусмотренные Налоговым кодексом, по установлению реальных налоговых обязательств плательщика, что привело к неправильному определению размера недоимки по налогу на добавленную стоимость, а также суммы соответствующих пеней и штрафов по данному эпизоду, в связи с чем признали решение инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость частично недействительным, являются правомерными.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2011 по делу N А36-4545/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Л.М. Маргелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из справки от 23.11.2010, выданной на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, усматривается, что 03.08.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" была внесена запись, согласно которой председатель Дегтярев Александр Николаевич указан в качестве лица, имеющего право действовать без доверенности.
Следовательно, названное лицо имело полномочия действовать от имени регионального отделения общественной организации инвалидов "Чернобылец" без доверенности, в том числе представлять его интересы в налоговых органах, так же как имело и возможность уполномочить представлять интересы организации при рассмотрении материалов проверки иное лицо на основании доверенности, выданной в порядке, установленном статьей 185 Гражданского кодекса.
Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства того, что уведомление о вызове председателя Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" Дегтярева А.Н. на рассмотрение материалов проверки, который является полномочным представителем организации, было вручено Дегтяреву А.Н., отсутствие представителя налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки не может являться в силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.
...
Выводы судов о том, что налоговый орган в ходе проверки не предпринимал меры, предусмотренные Налоговым кодексом, по установлению реальных налоговых обязательств плательщика, что привело к неправильному определению размера недоимки по налогу на добавленную стоимость, а также суммы соответствующих пеней и штрафов по данному эпизоду, в связи с чем признали решение инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость частично недействительным, являются правомерными."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 апреля 2012 г. N Ф10-203/12 по делу N А36-4545/2010
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10050/12
25.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10050/12
25.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10050/12
02.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-203/12
25.10.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4778/11