Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Леоновой Л.В. |
Судей: |
Ермакова М.Н. Панченко С.Ю. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "ТРАНССЕРВИС" 248640, г. Калуга, ул. Грабцевское шоссе, д. 22 ИНН 4029018343 ОГРН 1024001429220 |
Блинова В.П. - директора (выписка из протокола от 01.03.2012 N 2), Цыганковой М.В. - представителя (дов. от 03.08.2011), |
|
|
от УПФ РФ (ГУ) в г. Калуге Калужской области 248001, г. Калуга, ул. Суворова, д. 121 ОГРН 10240001180059 |
Илюхина С.В. - зам. нач. ю/о (дов. от 23.03.2012 N 55), Гудилиной Н.В. - зам. нач. отдела (дов. от 26.01.2012 N 41), |
от МИФНС России N 7 по Калужской области 248600, г. Калуга, Воскресенский пер., д. 28 |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2011 (судья Ипатов А.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 (судьи Еремичева Н.В., Тиминская О.А., Тимашкова Е.Н.) по делу N А23-881/2011,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТРАНССЕРВИС" (далее - ООО "ТРАНССЕРВИС", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области (далее - ответчик, Управление) от 02.12.2010 N 6569-0/23-2010/54.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление суда, полагая, что судом нарушены нормы материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе и отзыва, выслушав объяснения представителей Общества и Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 18.05.2010 Общество представило в Управление индивидуальные сведения за 2002 год. В представленной ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) за 2002 год задолженность по уплате страховых взносов на конец расчетного периода составляла 444 997 руб. на страховую часть пенсии и 56 031 руб. на накопительную часть пенсии, а всего - 501 008 руб.
По результатам проведенной камеральной проверки ответчиком выявлена недоимка по страховым взносам за указанный период в общей сумме 499 366 руб., о чем составлена справка от 18.08.2010 N 050 026 10 СН 0000520.
16.09.2010 Управлением в адрес ООО "ТРАНССЕРВИС" направлено требование N 6569-0/23-2010/54 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке ответчиком вынесено решение от 02.12.2010 N 6569-0/23-2010/54 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" ОАО "ТРАНССЕРВИС" Общество относится к плательщикам страховых взносов и обязано уплачивать страховые взносы.
В силу п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статьей 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
1) камеральная проверка;
2) выездная проверка.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии со ст. 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Из справки о выявлении недоимки от 18.08.2010 N 050 026 10 СН 0000520, которая явилась основанием для выставления в адрес Общества требования от 16.09.2010 N 6569-0/23-2010/54 и принятия оспариваемого решения, следует, что она составлена по результатам проведения камеральной проверки по ведомости уплаты АДВ-11 за 2002 год.
В то же время, судом установлено, что на момент проведения Управлением камеральной проверки по ведомости уплаты АДВ-11 за 2002 год у ответчика имелись ранее представленные Обществом (до 01.01.2010) формы АДВ-11 за 2003-2009 годы, в которых задолженность по уплате страховых взносов за 2002 год не была отражена.
Однако в нарушение ст. 34 Закона N 212-ФЗ Управлением в связи с такими противоречиями в адрес ООО "ТРАНССЕРВИС" не направлялось требование о представлении им необходимых пояснений.
Кроме того, во исполнение ст.ст. 38, 39 Закона N 212-ФЗ выявившим нарушения ответчиком соответствующий акт и решение вынесены не были.
Учитывая вышеизложенные нормы права и фактические обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком процедуры проведения камеральной проверки плательщика страховых взносов, что является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения, принятого в связи с выявлением недоимки по результатам настоящей камеральной проверки.
Довод жалобы о том, что факт неуплаты страховых взносов был выявлен не в ходе камеральной проверки, отклоняется как противоречащий материалам дела, в том числе справке о выявлении недоимки от 18.08.2010.
Ссылке ответчика на уведомление от 04.06.2010 N 1458-1462 с предложением представить уточненные формы АДВ-11 за 2003-2009 годы с учетом задолженности по уплате страховых взносов за 2002 год дана надлежащая оценка судом, указавшим, что такое уведомление свидетельствует о том, что Управление на момент его направления фактически завершило проведение камеральной проверки, по результатам которой установило факт наличия у Общества недоимки по страховым взносам за 2002 год.
Довод Управления об отсутствии у налогового органа возможности ранее провести соответствующую проверку в связи с неуплатой Обществом страховых взносов и непредставление отчетности является несостоятельным, поскольку в силу ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в соответствующей редакции) в спорном периоде контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе и в форме выездных налоговых проверок, осуществлялся налоговыми органами.
При таких обстоятельствах, у судов имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных ОАО "ТРАНССЕРВИС" требований.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу N А23-881/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из справки о выявлении недоимки от 18.08.2010 N 050 026 10 СН 0000520, которая явилась основанием для выставления в адрес Общества требования от 16.09.2010 N 6569-0/23-2010/54 и принятия оспариваемого решения, следует, что она составлена по результатам проведения камеральной проверки по ведомости уплаты АДВ-11 за 2002 год.
В то же время, судом установлено, что на момент проведения Управлением камеральной проверки по ведомости уплаты АДВ-11 за 2002 год у ответчика имелись ранее представленные Обществом (до 01.01.2010) формы АДВ-11 за 2003-2009 годы, в которых задолженность по уплате страховых взносов за 2002 год не была отражена.
Однако в нарушение ст. 34 Закона N 212-ФЗ Управлением в связи с такими противоречиями в адрес ООО "ТРАНССЕРВИС" не направлялось требование о представлении им необходимых пояснений.
Кроме того, во исполнение ст.ст. 38, 39 Закона N 212-ФЗ выявившим нарушения ответчиком соответствующий акт и решение вынесены не были.
...
Ссылке ответчика на уведомление от 04.06.2010 N 1458-1462 с предложением представить уточненные формы АДВ-11 за 2003-2009 годы с учетом задолженности по уплате страховых взносов за 2002 год дана надлежащая оценка судом, указавшим, что такое уведомление свидетельствует о том, что Управление на момент его направления фактически завершило проведение камеральной проверки, по результатам которой установило факт наличия у Общества недоимки по страховым взносам за 2002 год.
Довод Управления об отсутствии у налогового органа возможности ранее провести соответствующую проверку в связи с неуплатой Обществом страховых взносов и непредставление отчетности является несостоятельным, поскольку в силу ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в соответствующей редакции) в спорном периоде контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе и в форме выездных налоговых проверок, осуществлялся налоговыми органами."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 апреля 2012 г. N Ф10-335/12 по делу N А23-881/2011