Дело рассмотрено 29 марта 2012 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей: |
Шуровой Л.Ф. |
|
Леоновой Л.В. |
при участии в заседании: |
|
|
|
от МУЗ "Городская детская поликлиника N 1" 390005, г. Рязань, ул. Дзержинского, 16А ОГРН 1026200960720 |
не явились, извещены надлежаще, |
от МИ ФНС России N 2 по Рязанской области 390006, г. Рязань, пр. Завражнова, 5
от третьего лица |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 05.09.11 г. (судья И.А. Стрельникова) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.11 г. (судьи Е.Н. Тимашкова, О.А. Тиминская, Н.В. Еремичева) по делу N А54-1583/2011-С8,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника N 1" (далее - Учреждение) обратилось в суд с заявлением об обязании Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Рязанской области (далее - налоговый орган) вернуть ошибочно перечисленную сумму (переплату) по ЕСН в размере 330718,18 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.09.11 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.11 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 22.01.10 г. Учреждение обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного единого социального налога в сумме 330718,18 руб.
Рассмотрев указанное заявление, налоговый орган принял решение от 16.02.10 г. N 10912 об отказе в осуществлении возврата указанной суммы.
Общество, полагая, что отказ налогового органа в возврате налога нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Порядок учета и расходования средств Фонда социального страхования РФ определен в Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.03.04 г. N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования".
В силу п.п. 2.5, 3.3 вышеуказанной Инструкции страхователи - работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд.
В случае превышения суммы расходов над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд, страхователь обращается за возмещением средств в отделение фонда с предоставлением расчетов по размерам средств, необходимых для осуществления расходов по государственному социальному страхованию.
Фонд возмещает названные расходы на основании расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за отчетный период, подтверждающей произведенные расходы, и иных документов, установленных ФСС РФ.
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации имеет право только возмещать налогоплательщикам (работодателям) отдельные виды расходов на цели государственного социального страхования.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 и п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.09 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ, действовавшей до дня вступления в силу п. 2 ст. 24 настоящего Федерального закона (1 января 2010 года).
Таким образом, зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 1 января 2010 года должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
На основании п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, платежными поручениями от 10.04.09 г. N 320, от 08.06.09 г. N 540, от 11.06.09 г. N 568, от 09.07.09 г. N 679, от 10.07.09 г. N 690 Учреждение перечислило денежные средства на общую сумму 359402 руб. в счет уплаты "подоходного налога", указав при этом неверный код КБК 18210201010271000110 (ФСС).
Согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 21.06.11 г. N 8226, составленному и подписанному Учреждением и налоговым органом без разногласий, у Учреждения по состоянию на 21.06.11 г. имеется переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 319058,74 руб.
Справкой Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, расчетной ведомостью по средствам Фонда социального страхования РФ, декларациями (расчетами) по единому социальному налогу, платежными документами также подтверждается факт переплаты ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ.
В связи с этим, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате переплаты по единому социальному налогу.
Ссылка налогового органа на то обстоятельство, что часть денежных средств уже была возвращена налогоплательщику на расчетный счет решением о возврате от 12.08.09 г. N 38040 на общую сумму 353189,68 руб., отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку указанное решение не содержит подписей должностных лиц налогового органа, отсутствует печать организации, в связи с чем данный документ не может служить надлежащим доказательством по делу.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 5 сентября 2011 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2011 года по делу N А54-1583/2011-С8 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Л.Ф. Шурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.09 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ, действовавшей до дня вступления в силу п. 2 ст. 24 настоящего Федерального закона (1 января 2010 года).
Таким образом, зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 1 января 2010 года должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
На основании п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 апреля 2012 г. N Ф10-533/12 по делу N А54-1583/2011-С8