См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 июля 2011 г. N Ф10-1935/11 по делу N А36-5411/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от ЗАО "Липецкцемент" (ОГРН 1024800828315; 398007, г. Липецк, р-н Цементного завода)
от территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области (398019, г. Липецк, ул. Скороходова, д. 2) |
Плугина А.Н. - представителя (доверен. от 11.07.2011 г., пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2011 г. (судья Уколов С.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А36-5411/2009,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Липецкцемент" (далее - ЗАО "Липецкцемент") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным бездействия территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области, выразившегося в ненаправлении ЗАО "Липецкцемент" договора купли-продажи земельного участка площадью 742 039 кв.м. с кадастровым номером 48:20:02 11 02:0014, расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода.
Для восстановления нарушенного права оспариваемым бездействием заявитель просил суд обязать территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка (уточненное заявление).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2011 г. заявленные требования ЗАО "Липецкцемент" удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области просит решение и постановление суда отменить ввиду их несоответствия нормам материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителя общества, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления суда.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Липецкцемент" является собственником объектов недвижимого имущества, находящихся на земельном участке площадью 742 039 кв.м. с кадастровым номером 48:20:02 11 02:0014, расположенном по адресу: г. Липецк, район Цемзавода.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленными заявителем в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
28.02.2008 г. ЗАО "Липецкцемент" в порядке статьи 36 ЗК РФ обратилось в территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области с заявлением о приватизации указанного земельного участка.
Распоряжением от 14.07.2008 г. N 245 территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области предоставило в собственность ЗАО "Липецкцемент" земельный участок площадью 742 039 кв.м. с кадастровым номером 48:20:02 11 02:0014, расположенный по адресу: г. Липецк, район Цемзавода.
Между тем, распоряжением от 07.10.2009 г. N 453 ТУ Росимущества в Липецкой области отменило свое ранее изданное распоряжение от 14.07.2008 г. N 245, указав при этом, что основанием для отмены послужил факт нахождения на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества площадью 235 кв. м. - "защитное сооружение гражданской обороны", принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Посчитав, что государственный орган исполнительной власти, уклоняясь от направления соответствующего договора купли-продажи, допускает незаконное бездействие, ЗАО "Липецкцемент" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании этого бездействия.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статья 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация (п. 4 Положения от 05.06.2008 г. N 432).
Согласно пункту 4.8 Положения "О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области", утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 г. N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, в том числе заключает договоры купли-продажи федерального имущества по поручению ФАУГИ Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как видно из материалов дела, распоряжением от 14.07.2008 г. N 245 территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области предоставило в собственность ЗАО "Липецкцемент" земельный участок площадью 742 039 кв.м. с кадастровым номером 48:20:02 11 02:0014, расположенный по адресу: г. Липецк, район Цемзавода.
Распоряжением от 07.10.2009 г. N 453 ТУ Росимущества в Липецкой области вышеуказанное распоряжение отменено.
Основанием для отмены ранее принятого распоряжения от 14.07.2008 г. N 245, по мнению ТУ Росимущества в Липецкой области, послужил факт нахождения на испрашиваемом заявителем земельном участке объекта недвижимого имущества площадью 235 кв. м. - "защитное сооружение гражданской обороны", принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, что в свою очередь, делает невозможным предоставление в собственность этого земельного участка ЗАО "Липецкцемент".
Вместе с тем, распоряжение от 07.10.2009 г. N 453, отменившее распоряжение ТУ Росимущества в Липецкой области от 14.07.2008 г. N 245, оспорено в судебном порядке и признано судом недействительным.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N 36-6060/2009 признано право собственности ЗАО "Липецкцемент" на вышеуказанный объект гражданской обороны.
В ходе судебного разбирательства по указанному делу судом установлено отсутствие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, что также в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для правильного разрешения спора по настоящему делу.
Допуская оспариваемое бездействие, связанное с ненаправлением заявителю договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, государственный орган исполнительной власти указывает также на факт нахождения на этом земельном участке гидротехнических сооружений, а именно: здание артскважины, резервной скважины N 3, здание насосной, резервуары противопожарного запаса воды, а также технологические трубопроводы, предназначенные для использования водных ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно подпункту 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническими сооружениями понимаются: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на земельном участке площадью 742 039 кв.м. с кадастровым номером 48:20:02 11 02:0014, расположенном по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, гидротехнические сооружения, числящиеся в Перечне объектов, подлежащих федеральному контролю и надзору за безопасностью гидротехнических сооружений на территории Липецкой области, утвержденном администрацией Липецкой области и согласованном Верхне-Донским Управлением Ростехнадзора, отсутствуют.
Указанные обстоятельства также подтверждаются кадастровыми паспортами объектов недвижимого имущества и справками с характеристиками этих объектов, выданными ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация".
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Верхне-Донского Управления Ростехнадзора от 02.12.2011 г. N Л1-13/01-2041, которым также подтвержден факт отсутствия на спорном земельном участке гидротехнических сооружений.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа в приватизации спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах спора выводы суда о том, что территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области допущено незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении заявителю договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статьи 201 АПК РФ для устранения нарушенных прав общества суд обоснованно возложил на территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области обязанность подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 742 039 кв.м. с кадастровым номером 48:20:02 11 02:0014, расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 г. по делу N А36-5411/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
Согласно подпункту 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническими сооружениями понимаются: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 апреля 2012 г. N Ф10-1935/11 по делу N А36-5411/2009
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1935/11
13.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-991/11
04.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1935/11
31.03.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-991/11