Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 9 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шуровой Л.Ф. |
судей: |
Ермакова М.Н. |
|
Леоновой Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от Потребительского ипотечного кооператива "Строим вместе" 241019, г. Брянск, пер. Осоавиахима, д. 3а, оф. 903 ОГРН 1033265025090 |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от МИ ФНС России N 10 по Брянской области 241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53 |
Брянцевой С.В. - представителя, дов. от 10.01.2012 N 05-05/00060 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России N 10 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2011 (судья Пулькис Т.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 (судьи Еремичева Н.В., Дорошкова А.Г., Тимашкова Е.Н.) по делу N А09-3089/2011,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский ипотечный кооператив "Строим вместе" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Брянской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации от 27.04.2011.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Инспекции, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, в связи со сменой места нахождения юридического лица Кооператив 20.04.2011 обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р13001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, к которому приложил протокол заседания Правления ПИК "Строим вместе" от 01.04.2011 N 14-2011, Устав Кооператива в новой редакции, договор субаренды нежилого помещения от 10.03.2011, документ об уплате государственной пошлины.
Рассмотрев представленные документы, Инспекция 27.04.2011 приняла решение по форме N Р50001 об отказе в государственной регистрации юридического лица по основанию, предусмотренному п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указав, что в представленном для государственной регистрации комплекте документов отсутствует решение общего собрания членов Кооператива о внесении изменений в учредительные документы ПИК "Строим вместе", а также нарушен порядок заполнения заявления о государственной регистрации по форме N Р13001, поскольку в представленном для государственной регистрации заявлении п.п. 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2 страницы "01", п.п. 1.3.3, 1.3.5, 1.4.3 страницы "02" листа - приложения "Б", п.п. 9.1.3, 9.1.5, 9.1.8, 9.2, 10.3 страниц "03", "04" листа приложения "Н" не заполнены и прочерки не проставлены.
Кроме того, регистрирующий орган сослался на факт того, что договор аренды, представленный на регистрацию, не прошит, не пронумерован, количество листов не подтверждено подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его скрепления.
Полагая, что вышеуказанное решение Инспекции не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, ПИК "Строим вместе" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
На основании п.п. "в" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации к числу сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, относятся данные об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В силу п. 1 ст. 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В соответствии со ст. 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Пунктом 4 ст. 9 Закона о регистрации предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения Инспекции) отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона; наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных п.п. "ж" п. 1 ст. 14, п.п. "г" п. 1 ст. 21, п.п. "в" п. 1 ст. 22.3 настоящего Федерального закона.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с п. 1 статьи 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.
Порядок заполнения заявления по форме N Р13001 регламентирован постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Для правильного заполнения указанных форм следует применять Методические разъяснения регистрирующего органа по заполнению соответствующей формы (приказ Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя").
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в Инспекцию для регистрации изменения места нахождения ПИК "Строим вместе" Кооперативом был представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 17 Закона о регистрации, в связи с чем у регистрирующего отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации рассматриваемых изменений в учредительные документы юридического лица.
Отклоняя довод регистрирующего органа со ссылкой на требования Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" о том, что решение вопроса об изменении местонахождения ПИК "Строим вместе" относится к исключительной компетенции общего собрания членов Кооператива, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия, в т.ч. о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений (п. 2 ст. 116 ГК РФ).
В силу п.п. 1.1., 2.1. Устава ПИК "Строим вместе" основной целью деятельности указанного потребительского кооператива является удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц, являющихся членами кооператива, в финансировании ведения собственного строительства (преимущественно жилищного), строительства на условиях долевого участия, приобретения готовой недвижимости с использованием обеспечения в виде ипотеки, финансирование ремонта недвижимости, что представляет собой разновидность небанковского ипотечного финансирования.
Согласно п. 7.4 Устава ПИК "Строим вместе", утвержденного Общим собранием членов Кооператива 21.08.2008, с последующими изменениями, к исключительной компетенции Общего собрания членов кооператива относится утверждение Устава Кооператива, внесение в него изменений и дополнений, за исключением изменений и дополнений, касающихся образования, деятельности и ликвидации представительств и филиалов кооператива, изменения места нахождения и (или) почтового адреса Кооператива, которые являются полномочием Правления Кооператива.
В соответствии с п. 7.6 Устава ПИК "Строим вместе" Правление Кооператива является коллегиальным исполнительным органом управления Кооператива.
Пунктом п. 7.6.3 Устава определено, что к компетенции Правления Кооператива относится внесение в Устав Кооператива изменений и дополнений, касающихся образования, деятельности и ликвидации представительств и филиалов Кооператива, а также изменения места нахождения и почтового адреса Кооператива.
Материалами дела подтверждено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Кооператив к заявлению по форме Р13001 приложил протокол заседания Правления Кооператива от 01.04.2011 N 14-2011, на котором последним в соответствии с предоставленными Уставом полномочиями решен вопрос об изменении места нахождения ПИК "Строим вместе".
Согласно п. 6 ст. 116 ГК РФ правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ, законами о потребительских кооперативах.
В соответствии с положениями Устава ПИК "Строим вместе" он является некоммерческой организацией, созданной в результате добровольного объединения граждан и юридических лиц для удовлетворения потребностей в предоставлении средств финансирования для осуществления операции по приобретению недвижимости в собственность с использованием возможностей системы взаимной финансовой поддержки.
Регулирование деятельности потребительских ипотечных кооперативов положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" не предусмотрено, в связи с чем в рассматриваемом случае, как обоснованно указал суд, подлежит применению общий порядок внесения изменений в учредительные документы, предусмотренный ст.ст. 52, 54, 116 ГК РФ.
Ссылка Инспекции на неверное заполнение Кооперативом заявления по форме Р13001 (не проставлены прочерки в пустых графах заявления) обоснованно отклонена судом как несостоятельная, поскольку отсутствие прочерков в незаполненных графах заявления не является существенным нарушением и не может служить основанием для отказа во внесении изменений в ЕГРЮЛ, т.к. не меняет содержания и установленной формы заявления.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином понимании Инспекцией вышеназванных законодательных норм и направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, а поэтому в силу требований ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ судебной коллегией отклоняются.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу N А09-3089/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу МИ ФНС России N 10 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Кооператив к заявлению по форме Р13001 приложил протокол заседания Правления Кооператива от 01.04.2011 N 14-2011, на котором последним в соответствии с предоставленными Уставом полномочиями решен вопрос об изменении места нахождения ПИК "Строим вместе".
Согласно п. 6 ст. 116 ГК РФ правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ, законами о потребительских кооперативах.
...
Регулирование деятельности потребительских ипотечных кооперативов положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" не предусмотрено, в связи с чем в рассматриваемом случае, как обоснованно указал суд, подлежит применению общий порядок внесения изменений в учредительные документы, предусмотренный ст.ст. 52, 54, 116 ГК РФ.
Ссылка Инспекции на неверное заполнение Кооперативом заявления по форме Р13001 (не проставлены прочерки в пустых графах заявления) обоснованно отклонена судом как несостоятельная, поскольку отсутствие прочерков в незаполненных графах заявления не является существенным нарушением и не может служить основанием для отказа во внесении изменений в ЕГРЮЛ, т.к. не меняет содержания и установленной формы заявления."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 апреля 2012 г. N Ф10-887/12 по делу N А09-3089/2011