г. Тула |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А09-3089/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2012 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Дорошковой А.Г.,
Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от ПИК "Строим Вместе" (ОГРН 1033265025090, г. Брянск, ул. 3-го Интернационала, д. 10, оф. 37): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области (г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53): Грохотовой Н.В. - специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность от 10.01.2012 N 05-05/00061),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2011 по делу N А09-3089/2011 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
потребительский ипотечный кооператив "Строим вместе" (ОГРН 1033265025090, г. Брянск, ул. 3-го Интернационала, д. 10, оф. 37) (далее по тексту - ПИК "Строим Вместе", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области (г. Брянск, ул. Крахмалева, д.53) (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 10 по Брянской области, Инспекция, налоговый орган) об отказе в государственной регистрации от 27.04.2011.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2011 заявленные Кооперативом требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Межрайонная ИФНС России N 10 по Брянской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
ПИК "Строим Вместе" отзыв на апелляционную жалобу Инспекции не представил.
Кооператив своих представителей в судебное заседание не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в связи со сменой места нахождения юридического лица Кооператив 20.04.2011 обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р13001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы. К указанному заявлению ПИК "Строим Вместе" приложило протокол заседания правления потребительского ипотечного кооператива "Строим Вместе" от 01.04.2011 N 14-2011, устав Кооператива в новой редакции, договор субаренды нежилого помещения от 10.03.2011, документ об уплате государственной пошлины.
Рассмотрев представленные документы, Инспекция 27.04.2011 приняла решение по форме N Р50001 об отказе в государственной регистрации юридического лица по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", мотивируя тем, что в представленном для государственной регистрации комплекте документов отсутствует решение общего собрания членов кооператива о внесении изменений в учредительные документы ПИК "Строим Вместе", а также нарушен порядок заполнения заявления о государственной регистрации по форме N Р13001, выразившийся в том, что в представленном для государственной регистрации заявлении пункты 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2 страницы "01", пункты 1.3.3, 1.3.5, 1.4.3 страницы "02" листа - приложения "Б", пункты 9.1.3, 9.1.5, 9.1.8, 9.2, 10.3 страниц "03", "04" листа приложения "Н" не заполнены и прочерки не проставлены. Кроме того, договор аренды, представленный на регистрацию, не прошит, не пронумерован, количество листов не подтверждено подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его скрепления.
Не согласившись с данным ненормативным актом Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области, ПИК "Строим Вместе" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
К числу сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, относятся данные об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (п.п. "в" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации).
В силу п. 1 ст. 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 названного Закона для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р13001, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
Порядок заполнения заявления по форме N Р13001 регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". При этом для правильного заполнения указанных форм следует применять Методические разъяснения регистрирующего органа по заполнению соответствующей формы (приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя") (далее по тексту - Методические разъяснения).
В статье 23 названного Закона о государственной регистрации перечислены основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 указанной статьи основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно пункту 2 статьи 52, пункту 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) сведения о месте нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно п. 6 ст.116 ГК РФ правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ, законами о потребительских кооперативах.
В силу п. 2 ст. 116 ГК РФ устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия, в том числе о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений.
Как следует из пунктов 1.1., 2.1. устава ПИК "Строим Вместе" основной целью деятельности указанного потребительского кооператива является удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц, являющихся членами кооператива, в финансировании ведения собственного строительства (преимущественно жилищного), строительства на условиях долевого участия, приобретения готовой недвижимости с использованием обеспечения в виде ипотеки, финансирование ремонта недвижимости, что представляет собой разновидность небанковского ипотечного финансирования.
Уставом ПИК "Строим Вместе" определена компетенция общего собрания членов кооператива и правления потребительского кооператива.
Согласно п. 7.4 устава Кооператива, утвержденного общим собранием членов кооператива 21.08.2008, с последующими изменениями, к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относится утверждение устава кооператива, внесение в него изменений и дополнений, за исключением изменений и дополнений, касающихся образования, деятельности и ликвидации представительств и филиалов кооператива, изменения места нахождения и (или) почтового адреса кооператива, данная компетенция является полномочием правления кооператива.
В соответствии с п. 7.6 устава ПИК "Строим Вместе" правление кооператива является коллегиальным исполнительным органом управления кооператива. Пунктом п.7.6.3 устава определено, что к компетенции правления кооператива относится внесение в устав кооператива изменений и дополнений, касающихся образования, деятельности и ликвидации представительств и филиалов кооператива, а также изменения места нахождения и почтового адреса кооператива.
Из материалов дела следует, что в связи со сменой места нахождения ПИК "Строим Вместе" 20.04.2011 представил в Инспекцию заявление по форме N Р13001 о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Как установлено судом, указанное заявление отвечает законодательно установленным требованиям к его оформлению и содержанию, подлинность подписи заявителя засвидетельствована нотариусом.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Кооперативом представлен полный пакет документов, необходимых для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В частности, к указанному заявлению Кооператив приложил протокол заседания правления Кооператива от 01.04.2011 N 14-2011, на котором последним в соответствии с предоставленными уставом полномочиями решен вопрос об изменении места нахождения ПИК "Строим Вместе".
Довод Инспекции со ссылкой на Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" о том, что решение вопроса об изменении места нахождения ПИК "Строим Вместе" относится к исключительной компетенции общего собрания членов Кооператива, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Судом первой инстанции правильно указано, что в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов, тогда как ПИК "Строим Вместе" не является кредитным потребительским кооперативом, поскольку в соответствии с положениями его устава, как указывалось ранее, он является некоммерческой организацией, созданной в результате добровольного объединения граждан и юридических лиц для удовлетворения потребностей в предоставлении средств финансирования для осуществления операции по приобретению недвижимости в собственность с использованием возможностей системы взаимной финансовой поддержки.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" регулирует правовое положение деятельности жилищных накопительных кооперативов, которыми являются потребительские кооперативы, созданные как добровольное объединение исключительно граждан на основе членства для удовлетворения потребности в жилых помещениях, тогда как согласно п.п. 1.1., 3.1. устава ПИК "Строим Вместе" он является потребительским кооперативом, объединяющим на добровольной основе не только граждан, но и юридических лиц.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что в спорном случае подлежит применению общий порядок внесения изменений в учредительные документы (ст.ст. 52, 54, 116 ГК РФ), в связи с чем обоснованно признал неправомерным вывод Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области о необходимости представления Кооперативом в регистрирующий орган в целях внесения изменений, касающихся изменения места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, решения общего собрания членов Кооператива, а ни решения его правления.
Признавая несостоятельной ссылку Инспекции на то, что Кооперативом в представленном для государственной регистрации заявлении по форме N Р13001 пункты 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2 страницы "01", пункты 1.3.3, 1.3.5, 1.4.3 страницы "02" листа - приложения "Б", пункты 9.1.3, 9.1.5, 9.1.8, 9.2, 10.3 страниц "03", "04" листа приложения "Н" не заполнены и прочерки в них не проставлены, суд первой инстанции обоснованно указал, что прочерки сами по себе не влияют на содержание заявления и его существо, так как не несут смысловой нагрузки, а лишь удостоверяют факт незаполненности графы. Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что непроставление заявителем в тексте заявления прочерков является устранимым недостатком и не может служить достаточным основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, поскольку данное обстоятельство само себе не свидетельствует о недостоверности указанных в нем сведений.
Отклоняя довод налогового органа о том, что договор аренды не пронумерован и на обороте последнего листа данного договора на месте прошивки отсутствует подпись заявителя, суд первой инстанции правомерно мотивировал тем, что при наличии отметок на самом договоре о верности копии, удостоверенных законным представителем, это не является существенным недостатком, который может повлечь отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в единый государственный реестр сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателей, по пп. "а" п.1 ст.23 Закона о государственной регистрации.
Кроме того, как следует из материалов дела, договор субаренды от 10.03.2011 был скреплен степлером, на первой и третьей странице имелась отметка "КОПИЯ ВЕРНА" с подписью директора Кооператива.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Инспекции отсутствовали достаточные основания для отказа в регистрации заявленных Кооперативом изменений в сведения о юридическом лице.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем, решение суда, обязывающее соответствующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, должно соответствовать фактической необходимости в таком устранении на момент принятия судебного акта.
Из материалов дела следует, что ПИК "Строим Вместе" 21.10.2011, в период рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, обратилось в Межрайонную ИФНС России N 10 по Брянской области с заявлением по форме N Р13001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, в частности, в сведения о месте нахождения Кооператива.
Решением от 28.10.2011 N 11776А Инспекция зарегистрировала указанные изменения.
С учетом данного обстоятельства суд первой инстанции, правомерно оценивая законность оспариваемого решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области об отказе в государственной регистрации от 27.04.2011 на момент его принятия и признавая его недействительным, обоснованно не указал в резолютивной части решения на обязание Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПИК "Строим Вместе".
Доводы Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области, заявленные в апелляционной жалобе, являлись обоснованием ее позиции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2011 по делу N А09-3089/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции правильно указано, что в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов, тогда как ПИК "Строим Вместе" не является кредитным потребительским кооперативом, поскольку в соответствии с положениями его устава, как указывалось ранее, он является некоммерческой организацией, созданной в результате добровольного объединения граждан и юридических лиц для удовлетворения потребностей в предоставлении средств финансирования для осуществления операции по приобретению недвижимости в собственность с использованием возможностей системы взаимной финансовой поддержки.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" регулирует правовое положение деятельности жилищных накопительных кооперативов, которыми являются потребительские кооперативы, созданные как добровольное объединение исключительно граждан на основе членства для удовлетворения потребности в жилых помещениях, тогда как согласно п.п. 1.1., 3.1. устава ПИК "Строим Вместе" он является потребительским кооперативом, объединяющим на добровольной основе не только граждан, но и юридических лиц.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что в спорном случае подлежит применению общий порядок внесения изменений в учредительные документы (ст.ст. 52, 54, 116 ГК РФ), в связи с чем обоснованно признал неправомерным вывод Межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области о необходимости представления Кооперативом в регистрирующий орган в целях внесения изменений, касающихся изменения места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, решения общего собрания членов Кооператива, а ни решения его правления.
...
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части."
Номер дела в первой инстанции: А09-3089/2011
Истец: ПИК "Строим Вместе"
Ответчик: МИФНС России N10 по Брянской области
Третье лицо: ПИК "Строим вместе"