Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2012.
Полный текст постановления изготовлен 10.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Егорова Е.И. |
Судей: |
|
Ермакова М.Н. Шуровой Л.Ф. |
При участии в заседании: |
|
|
от ООО "РТС ЛИФТ" 241022, г. Брянск, ул. Воровского, д. 6 ОГРН 1023201100020 |
|
Корытина В.В. - представителя (дов. N 3 от 25.03.2012), Шавловой Е.А. - юрисконсульта (дов. N 4 от 25.03.2012), |
|
|
|
от Брянской таможни 241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 41 ОГРН 1023202738558 |
|
Тараник И.Н. - гл. гос. тамож. инспектора (дов. N 03-62/90 от 13.01.2012), Васильевой Т.С. - гос. тамож. инспектора (дов. N 03-62/46 от 30.12.2011), Серегина С.В. - гл. гос. тамож. инспектора (дов. N 03-62/41 от 30.12.2011), |
|
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2011 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А09-717/2011,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТС ЛИФТ" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Брянской таможни (далее - Таможня) N 10102000-20-12/000241 от 02.12.2010 о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Брянская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, в рамках заключенного с RTC Lift GmbH (Германия) контракта N RR-002/9 от 12.10.2009 Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации следующее реабилитационное оборудование:
устройство для подъема и перемещения лиц с ограниченными двигательными возможностями и инвалидов в креслах-колясках вдоль лестничных маршей внутри жилых, производственных и общественных зданий, новые - 2010 года выпуска, модель "KALEA A2", изготовитель "KALEA LIFTS AB" (Швеция), с электрическим приводом, грузоподъемностью 400 кг. на высоту до 9 м - 1 шт. (товар N 1);
устройства для подъема и перемещения лиц с ограниченными двигательными возможностями и инвалидов, с несущей конструкцией для поднятия и опускания сидячего пациента, модель "ВК 010", изготовитель "KSP ITALIA S.R.L." (Италия), с электроприводом, грузоподъемностью 160 кг на высоту до 1,5 м - 10 шт.
В целях таможенного оформления ввезенного товара Общество представило грузовую таможенную декларацию N 10102032/270510/0000239, в графе 33 которой указало код ТН ВЭД ТС 8428 90 950 0, что соответствует "машинам и устройствам для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги): оборудование прочее: прочее", ставка таможенной пошлины 0% таможенной стоимости
Выпуск товара разрешен таможенным органом 29.05.2010 условно, а 08.07.2010 - окончательно в таможенном режиме для внутреннего потребления.
В последующем, исходя из анализа технической документации, а также кода ОКП 48 3612, указанного в сертификате соответствия N РОСС SE.AB28.B05789 (бланк 0349237), Брянская таможня пришла к выводу, что устройство модели "KALEA A2" является лифтом пассажирским специальным, который подлежит классификации в товарной подсубпозиции 8428 10 200 0 ТН ВЭД ТС "машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие: лифты и подъемники скиповые: с электрическим управлением".
Установив неправильное применение Обществом правил классификации товаров, Таможня приняла решение N 10102000-20-12/000241 от 02.12.2010.
Полагая, что данное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 ст. 40 ТК РФ предусмотрено, что товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В частности, согласно п.п. 4 п. 3 ст. 124 ТК РФ в числе сведений о товаре подлежит указанию классификационный код товара по ТН ВЭД.
Положениями ст.ст. 39, 127 ТК РФ установлено, что лицо, перемещающее товар обязано уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.
В силу п. 2 ст. 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
В тоже время с 01.01.2010 в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденные Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС N 18 от 27.11.2009.
Единый таможенный тариф Таможенного союза представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС)
При этом Единый таможенный тариф содержит основные правила интерпретации ТН ВЭД, по которым осуществляется классификация товаров.
Так, Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В соответствии с Правилом 3(а) ОПИ ТН ВЭД в случае если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Согласно Правилу 4 ОПИ ТН ВЭД товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
В силу Правила 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 5 от 17.06.1996, самостоятельная классификация спорных товаров по соответствующим позициям ТН ВЭД в компетенцию суда не входит.
При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров суд обязан лишь оценить правильность или неправильность такой классификации. В случае, если будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, суд признает решение таможенного органа недействительным.
Как следует из материалов дела, между сторонами отсутствует спор относительно правильности классификации товара в товарной позиции 8428 ТН ВЭД "Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие".
В соответствии с п. "А" раздела I Пояснений ФТС России к товарной позиции 8428 ТН ВЭД (Том 4) лифты относятся к категории машин циклического действия, они используются для поднятия или опускания пассажирской кабины или грузовой платформы между вертикальными направляющими и обычно оснащаются противовесами.
Пунктом 3.9 ГОСТ Р 53770-2010 "Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры" определено, что под лифтом понимается грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для транспортировки людей и (или) грузов в зданиях и сооружениях, оборудованная кабиной, перемещающейся по жестким направляющим, угол наклона которых к вертикали не превышает 15 градусов.
Согласно п. "М" раздела III Пояснений ФТС России к товарной позиции 8428 ТН ВЭД (Том 4) к прочим специальным подъемным или транспортировочным механизмам относятся лестничные подъемники, под которыми понимаются подъемные устройства, оборудованные грузовой платформой, зафиксированные на перилах, на стене или на ступеньках лестницы и используемые для перемещения нетрудоспособных или кресел-колясок с инвалидами вниз или вверх по лестнице.
В рамках рассмотрения спора судом по ходатайству сторон была назначена судебная экспертиза по отнесению товара к коду ТН ВЭД, производство которой поручено Брянской торгово-промышленной палате (определение от 24.03.2011).
Согласно заключению эксперта N 1438 от 27.05.2011 ввезенный Обществом вертикальный подъемник для инвалидов модель "KALEA A2" по техническим характеристиками и принципу действия соответствует лестничным подъемникам, указанным в п. "М" раздела III Пояснений ФТС России к товарной позиции 8428 ТН ВЭД.
При этом экспертом сделан вывод, что спорный подъемник не относится к пассажирским лифтам, поскольку его основным назначением является обеспечение доступности жилых, общественных и производственных зданий для инвалидов в креслах-колясках и лиц с ограниченными двигательными возможностями.
Кроме того, между лифтами с электрическим управлением и вертикальным подъемником "KALEA A2" имеются следующие функциональные и конструктивные отличия: грузонесущее устройство у лифта - кабина, у подъемника - платформа; площадь грузонесущего устройства у лифта - до 5,0 кв.м, у подъемника - не более 2,0 кв.м; скорость движения у лифта - 6,0 м/сек, у подъемника - не более 0,15 м/сек; грузоподъемность лифта - до 2500 кг и более, для подъемника - не более 500 кг; высота подъема у лифта нет ограничений, у подъемной платформы - не более 4 м.; обеспечение безопасности у лифта - буфер, замок двери шахты, ловители, ограничитель скорости, у подъемника - самотормозящая система финт-гайка.
Учитывая изложенное, произведенная Таможней классификация ввезенного Обществом товара по коду ТН ВЭД ТС 8428 10 200 0 в качестве лифта не может быть признана обоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996, для признания недействительными ненормативных правовых актов, необходимо наличие в совокупности двух условий:
несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае необоснованное решение Таможни о классификации товара по коду ТН ВЭД 8428 10 200 0 (лифты с электрическим приводом) приведет, в частности, к возникновению у Общества обязанности оформить сертификат соответствия согласно Техническому регламенту о безопасности лифтов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 782 от 02.10.2009.
Следовательно, у суда было достаточно правовых оснований для признания недействительными решения Брянской таможни N 10102000-20-12/000241 от 02.12.2010.
Все доводы Таможни, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к их переоценке, что в силу ст. 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 10.10.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А09-717/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Брянской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно заключению эксперта N 1438 от 27.05.2011 ввезенный Обществом вертикальный подъемник для инвалидов модель "KALEA A2" по техническим характеристиками и принципу действия соответствует лестничным подъемникам, указанным в п. "М" раздела III Пояснений ФТС России к товарной позиции 8428 ТН ВЭД.
При этом экспертом сделан вывод, что спорный подъемник не относится к пассажирским лифтам, поскольку его основным назначением является обеспечение доступности жилых, общественных и производственных зданий для инвалидов в креслах-колясках и лиц с ограниченными двигательными возможностями.
Кроме того, между лифтами с электрическим управлением и вертикальным подъемником "KALEA A2" имеются следующие функциональные и конструктивные отличия: грузонесущее устройство у лифта - кабина, у подъемника - платформа; площадь грузонесущего устройства у лифта - до 5,0 кв.м, у подъемника - не более 2,0 кв.м; скорость движения у лифта - 6,0 м/сек, у подъемника - не более 0,15 м/сек; грузоподъемность лифта - до 2500 кг и более, для подъемника - не более 500 кг; высота подъема у лифта нет ограничений, у подъемной платформы - не более 4 м.; обеспечение безопасности у лифта - буфер, замок двери шахты, ловители, ограничитель скорости, у подъемника - самотормозящая система финт-гайка.
Учитывая изложенное, произведенная Таможней классификация ввезенного Обществом товара по коду ТН ВЭД ТС 8428 10 200 0 в качестве лифта не может быть признана обоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996, для признания недействительными ненормативных правовых актов, необходимо наличие в совокупности двух условий:
...
нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае необоснованное решение Таможни о классификации товара по коду ТН ВЭД 8428 10 200 0 (лифты с электрическим приводом) приведет, в частности, к возникновению у Общества обязанности оформить сертификат соответствия согласно Техническому регламенту о безопасности лифтов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 782 от 02.10.2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 апреля 2012 г. N Ф10-815/12 по делу N А09-717/2011