Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 11.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (ОГРН 1023101646831, г. Белгород, г. Белгород, ул. Преображенская, 82, 308000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от государственного учреждения "Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области" (ОГРН 1023101648635, г. Белгород, ул. Преображенская, 19, 308000) от третьего лица: администрации муниципального района "Новооскольский район" (Белгородская область, г. Новый Оскол, ул. 1-го Мая, 2, 309640) общества с ограниченной ответственностью "Белдорстрой" (Белгородская область, Краснояружский район, п. Красная Яруга, ул. Центральная, 68 "а", 309420) |
- Беспаловой Н.Ю. - представит. (дов. от 25.05.2011);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения "Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 (судьи Донцов П.В., Сергуткина В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А08-5692/2011,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к государственному учреждению "Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области" (далее - Учреждение) о признании недействительным размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору генерального подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству автомобильных дорог в с. Богдановка Новооскольского района Белгородской области протяженностью 3,018 км (реестровый номер торгов 0326200003211000409).
К участию в споре в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: администрация муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области (далее - Администрация), общество с ограниченной ответственностью "Белдорстрой" (далее - Общество).
Решением суда от 13.10.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2011 решение суда от 13.10.2011 отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Учреждения, кассационная инстанция считает, что оспариваемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между Администрацией и Учреждением был заключен договор от 16.11.2010 N 02-178/мз, в соответствии с которым Администрация передала Учреждению часть функций муниципального заказчика, в том числе, право на заключение контрактов на поставку товаров, выполнение работ для муниципальных нужд по строительству автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Между Департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области, Администрацией и Учреждением 28.02.2011 заключено соглашение N 13 о направлении в 2011 году в бюджет муниципального образования "Новооскольский район" субсидий по строительству автомобильных дорог по населенным пунктам.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки в сети Интернет по адресу www.sberbank-ast.ru ГУ "Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области" размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация открытого аукциона в электронной форме, из которых следует, что предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение работ по строительству автомобильных дорог в с. Богдановка Ноовооскольского района Белгородской области протяженностью 3,018км.
Из п. 8 раздела 3 "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме следует, что источником финансирования являются средства муниципального образования Новооскольский район и субсидии бюджета Белгородской области.
Код экономической классификации расходов: 82804095221201003310.
Документация открытого аукциона в электронной форме 20.05.2011 утверждена начальником Учреждения.
В проекте муниципального контракта в качестве муниципального заказчика указано ГУ "Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области".
Согласно протокола от 17.06.2011 N 0326200003211000409 ООО "Белдорстрой" признано единственным участником открытого аукциона.
28 июня 2011 года между Учреждением и ООО "Белдорстрой" заключен муниципальный контракт на выполнение подрядных строительных работ для муниципальных нужд Белгородской области N 14-17 м/снп.
На основании поступившего в УФАС обращения ООО "Универсалстрой" от 06.06.2011 N 64 инспекцией Управления была проведена внеплановая камеральная проверка действий ГУ "Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области" в качестве муниципального заказчика при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору генерального подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству автомобильных дорог в с. Богдановка Новооскольского района Белгородской области протяженностью 3,018 км.
Решением УФАС от 16.06.2011 N 2510/2 был признан факт нарушения ГУ "Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области" ч. 2 ст. 3, статей 4, 5, ч. 1 ст. 41.6 (ч. 1 ст. 34) Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при совершении действий по выполнению функций муниципального заказчика при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору подрядчика на право заключения муниципального заказа на выполнение работ по строительству автомобильных дорог в с. Богдановка Новооскольского района Белгородской области протяженностью 3,018 км. (реестровый номер 0326200003211000409).
Не согласившись с действиями Учреждения по размещению указанного заказа, антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно; заявитель не обосновал, каким образом удовлетворение настоящего иска может восстановить его нарушенные права и законные интересы; предмет иска, заявленного истцом, и способ защиты нарушенного права не соответствуют основанию иска, обстоятельствам и характеру нарушений его права.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что соглашение между Администрацией и Учреждением, отраженное в договоре от 16.11.2010, противоречит ст. 6 Закона N 94-ФЗ, нарушает единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, препятствует расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с позицией суда апелляционной инстанции исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулируются Законом N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ целью данного закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ установлено, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Из ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Принимая решение по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов от 16.06.2011 N 2510/2, антимонопольный орган пришел к выводу, что при совершении действий по выполнению функций муниципального заказчика при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме по выбору подрядчика на право заключения муниципального заказа на выполнение работ по строительству автомобильных дорог Учреждение превысило свои полномочия и нарушило требований ч. 2 ст. 3, ст. 5, ч. 1 ст.41.6 (ч. 2 ст. 34) Закона N 94-ФЗ.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
На основании п. 2 ст. 4 Закона N 94-ФЗ в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Белгородской области от 14.02.2011 N 55-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на выполнение областной досрочной программы "Совершенствование и развитие дорожной сети в Белгородской области на 2011-2013 годы" на дорогах общего пользования муниципальной собственности, в соответствии с п. 6 которого администрация муниципального образования определяет заказчика на выполнение работ, оказание услуг по объектам капитальных вложений и текущих расходов муниципальной собственности, который в соответствии с Законом N 94-ФЗ осуществляет следующие функции: размещение муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; заключение по результатам торгов муниципальных контрактов; организация расчётов с исполнителями работ по муниципальным контрактам; осуществление контроля за выполнением обязательств исполнителей по муниципальным контрактам; представление отчётности об использовании бюджетных средств; получение разрешения на ввод в эксплуатацию законченного объекта, а также передачу затрат муниципальному образованию; ведение учёта и контроля за расходами в пределах сметной стоимости объекта.
Во исполнение этого постановления N 55-пп и было заключено соглашение от 28.02.2011 N 1/13 между Администрацией и Учреждением о направлении в 2011 году в бюджет муниципального образования "Новооскольский район" субсидий по строительству автомобильных дорог по населенным пунктам. Согласно этому договору Учреждению был открыт лицевой счет, на который Администрация перечисляла средства бюджета для осуществления расчетов по заключенным муниципальным контрактам.
Проанализировав положения вышеприведенного постановления Правительства Белгородской области, не оспоренного в установленном законом порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Учреждения полномочий по размещению заказов для муниципальных нужд.
Учитывая вышеизложенное и то, что на момент рассмотрения спора муниципальный заказ, оформленный 28.06.2011 между учреждением и ООО "Белдорстрой", на выполнение работ по строительству автомобильных дорог в с. Богдановка Новооскольского района Белгородской области выполнен в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно отказал УФАС в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А08-5692/2011 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.10.2011 по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Белгородской области от 14.02.2011 N 55-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на выполнение областной досрочной программы "Совершенствование и развитие дорожной сети в Белгородской области на 2011-2013 годы" на дорогах общего пользования муниципальной собственности, в соответствии с п. 6 которого администрация муниципального образования определяет заказчика на выполнение работ, оказание услуг по объектам капитальных вложений и текущих расходов муниципальной собственности, который в соответствии с Законом N 94-ФЗ осуществляет следующие функции: размещение муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; заключение по результатам торгов муниципальных контрактов; организация расчётов с исполнителями работ по муниципальным контрактам; осуществление контроля за выполнением обязательств исполнителей по муниципальным контрактам; представление отчётности об использовании бюджетных средств; получение разрешения на ввод в эксплуатацию законченного объекта, а также передачу затрат муниципальному образованию; ведение учёта и контроля за расходами в пределах сметной стоимости объекта.
Во исполнение этого постановления N 55-пп и было заключено соглашение от 28.02.2011 N 1/13 между Администрацией и Учреждением о направлении в 2011 году в бюджет муниципального образования "Новооскольский район" субсидий по строительству автомобильных дорог по населенным пунктам. Согласно этому договору Учреждению был открыт лицевой счет, на который Администрация перечисляла средства бюджета для осуществления расчетов по заключенным муниципальным контрактам."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2012 г. N Ф10-867/12 по делу N А08-5692/2011