См. также определения Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 апреля 2012 г. N Ф10-269/12 по делу N А64-836/2011 и от 23 июля 2012 г. N Ф10-269/12 по делу N А64-836/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Панченко С.Ю. Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от ИП Барова О.Н. (ОГРНИП 304680925200016; 393960, Тамбовская обл., г. Моршанск, ул. Садовая, д. 13)
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (392000, г. Тамбов, ул. Московская, д. 65)
от ФГУП "Госземкадастросъемка" (394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 27)
от администрации Тамбовской области (392017, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 14)
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (392000, г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 1 А
от третьего лица: от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области (392000, г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 1) |
Фоминой Е.П. - представителя (доверен. от 25.01.2010 г. N 68-01/246338, пост.),
Кораблева Д.Н. - представителя (доверен. от 27.09.2010 г., пост.),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Котенко О.Ю. - представителя (доверен. от 05.11.2009 г. N 01-01-4731),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИП Барова О.Н. на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 г. (судьи Сергуткина В.А., Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу N А64-836/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Баров Олег Николаевич (далее ИП Баров О.И.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области и ФГУП "Госземкадастросъемка" - ВИСХАГИ с исковым заявлением о признании кадастровой ошибкой результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, и установлении кадастровой стоимости этих земельных участков равной их рыночной стоимости (уточненные требования).
Решением арбитражного суда заявленные требования ИП Барова О.И. удовлетворены в полном объеме. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков: с кадастровым номером 68:27:0000062:0013 - 1551958,0 руб.; с кадастровым номером 68:27:0000113:0018 - 95956,0 руб.; с кадастровым номером 68:27:0000113:0017 - 2402178,0 руб.; с кадастровым номером 68:27:0000113:0023 - 7792,0 руб.; с кадастровым номером 68:27:0000113:0019 - 77113,0 руб.; с кадастровым номером 68:27:0000113:0020 - 38730,0 руб. признаны кадастровой ошибкой, установлена кадастровая стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 г. указанный судебный акт отменен, в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Барова О.И. отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ИП Баров О.И. обжаловал его в порядке кассационного производства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли-продажи от 12.05.2007 г. индивидуальному предпринимателю Барову О.Н. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- с кадастровым номером: 68:27:0000062:0013, месторасположение: 393960, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Интернациональная, д. 47;
- с кадастровым номером: 68:27:0000113:0018, месторасположение: 393960, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Локомотивная, д.2;
- с кадастровым номером: 68:27:0000113:0017, месторасположение: 393960, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Локомотивная, д.2;
- с кадастровым номером: 68:27:0000113:0023, месторасположение: 393960, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Локомотивная, д. 2;
- с кадастровым номером: 68:27:0000113:0019, месторасположение: 393960, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Локомотивная, д. 2;
- с кадастровым номером: 68:27:0000113:0020, месторасположение: 393960, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Локомотивная, д. 2.
Право собственности на указанные земельные участки заявителем подтверждено соответствующими свидетельствами.
На основании государственного контракта, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области (заказчик) и ФГУП "Госземкадастросъемка" (исполнитель) проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Тамбовской области.
Предметом оценки по указанному контракту являлись, в том числе и земельные участки, принадлежащие ИП Барову О.И.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и удельные показатели кадастровой стоимости были утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 г. N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
Посчитав установленную кадастровую стоимость принадлежащих на праве собственности земельных участков завышенной, ИП Баров О.И. поручил оценщику ООО "Агропромстрой" проведение рыночной оценки указанных земельных участков.
На основании отчетов оценщика от 11.09.2009 г. N 31-11-09 и N 32-11-09 определена рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, по состоянию на 08.09.2009 г.
В связи с тем, что рыночная стоимость земельных участков оказалась значительно ниже их кадастровой стоимости ИП Баров О.И. 21.02.2011 г. обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, включая сведения о его кадастровой стоимости.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в установленной форме, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (п. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ).
Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, внесенные в государственный кадастр недвижимости, полностью соответствуют результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 г. N 1311.
Решением Тамбовского областного суда от 01.10.2010 г. по иску ИП Барова О.Н. указанный нормативный правовой акт признан соответствующим нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах спора суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о непредставлении истцом допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ИП Барову О.Н.
Как следует из материалов дела, указывая на неправильное определение кадастровой стоимости спорных земельных участков, ИП Баров О.Н. ссылается только на отчеты оценщика от 11.09.2009 г. N 31-11-09 и N 32-11-09, на основании которых определена рыночная стоимость этих земельных участков по состоянию на 08.09.2009 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания кадастровой стоимости принадлежащих ИП Барову О.Н. земельных участков равной их рыночной стоимости, суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положения указанного пункта приняты в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, введение в действие норм которого имеет переходные положения.
В частности, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ).
До 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ).
Как указано выше, рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих ИП Барову О.Н., определена по состоянию на 08.09.2009 г.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28.12.2010 г. N 431-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми введена статья 17.1, устанавливающая обязательное проведение экспертизы отчета оценщика.
Как следует из материалов дела, экспертиза отчетов оценщика от 11.09.2009 г. N 31-11-09 и N 32-11-09 не проводилась.
В ходе судебного разбирательства ходатайство о проведении соответствующей судебной экспертизы истцом также не заявлялось.
При таких обстоятельствах дела суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости.
Кроме того, заявленные ИП Баровым О.Н. исковые требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
Ответчиком в части указанных требований является орган кадастрового учета, в полномочия которого входит внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах спора суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Комитет по управлению имуществом Тамбовской области и ФГУП "Госземкадастросъемка" - ВИСХАГИ, к которым истцом предъявлены исковые требования о признании кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, являются ненадлежащими ответчиками.
Учитывая изложенное, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 г. по настоящему делу об отказе ИП Барову О.Н. в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, а поэтому отмене или изменению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 г. по делу N А64-836/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ).
Как указано выше, рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих ИП Барову О.Н., определена по состоянию на 08.09.2009 г.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28.12.2010 г. N 431-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми введена статья 17.1, устанавливающая обязательное проведение экспертизы отчета оценщика.
...
Ответчиком в части указанных требований является орган кадастрового учета, в полномочия которого входит внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах спора суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Комитет по управлению имуществом Тамбовской области и ФГУП "Госземкадастросъемка" - ВИСХАГИ, к которым истцом предъявлены исковые требования о признании кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, являются ненадлежащими ответчиками.
Учитывая изложенное, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 г. по настоящему делу об отказе ИП Барову О.Н. в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, а поэтому отмене или изменению не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 апреля 2012 г. N Ф10-269/12 по делу N А64-836/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10186/12
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10186/12
23.07.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-269/12
23.07.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-269/12
17.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-269/12
16.04.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-269/12
12.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3791/11
14.09.2011 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3791/11