Резолютивная часть постановления изготовлена 16.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Смолко С.И. |
судей: |
Егоровой С.Г. |
|
Нарусова М.М. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от истца |
не явились |
от ответчиков |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.10.2011 (судья Роздобудько А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 (судьи Шеин А.Е., Колянчикова Л.А., Яковлев А.С.) по делу N А08-6251/2010,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Белгородской области обратился в Арбитражный суд Белгородской области с иском к Администрации муниципального образования "Великомихайловское сельское поселение" Новооскольского района Белгородской области (далее - Администрация), ОГРН 1043102001403, и Отделению по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области (далее - отделение УФК), ОГРН 1023101665025, с иском о признании недействительным соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, заключенного 11.01.2010 между ответчиками по делу.
Судом произведена замена ответчика - Отделения по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области на Управление Федерального казначейства по Белгородской области (далее - УФК), ОГРН 1023101665025.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.10.2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе УФК просит отменить принятые судебные акты и в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Стороны надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но в суд округа их представители не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 19.10.2011 и постановление от 13.01.2012 отменить, в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, 11.01.2010 между Отделением УФК и Администрацией заключено соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - соглашение).
Согласно ст. 4 соглашения кассовые операции со средствами, полученными из внебюджетных источников, учитываются на лицевых счетах, с разделами по операциям от приносящей доход деятельности, открываемых в Отделении в порядке, установленном Федеральным казначейством для получателей средств федерального бюджета, к счету 40703 по коду 908300000201050050000130.
Ссылаясь на то, что Администрация не может быть наделена полномочиями на осуществление приносящей доход деятельности (предпринимательской деятельности) и не вправе иметь внебюджетный лицевой счет по учету средств от такой деятельности, а, следовательно, соглашение противоречит действующему законодательству, заместитель прокурора Белгородской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами истца и пришли к выводу о том, что соглашение противоречит нормам ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд кассационной инстанции не может признать вывод о несоответствии соглашения названным законам правомерным, поскольку он сделан без учета характера условий оспариваемой сделки.
Делая вывод о том, что органы местного самоуправления не имеют права осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, не вправе открывать и иметь лицевой счет на балансовом счете 40703, судебные инстанции не учли, что соглашение от 11.01.2010 заключено для учета средств, полученных не органом местного самоуправления в результате осуществления им предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а бюджетными учреждениями, осуществляющими деятельность, допускаемую нормами действующего законодательства.
Из преамбулы оспариваемого соглашения следует, что оно заключено в целях реализации ст.ст. 41, 42, 166.1, 168, 215.1 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с Приказом ФК от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов федеральным казначейством и его территориальными органами", Приказом ФК от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в порядке осуществления органами ФК отдельных функций финансовых органов субъектов РФ муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", а также постановления Правительства Белгородской области N 72-пп "Об организации мероприятий по переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями области от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности".
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; иные неналоговые доходы.
В силу ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ Федеральное казначейство по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).. В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований).
Согласно ст. 1 Соглашения от 11.01.2010 администрация поручает отделению осуществление определенных в соглашении функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученными от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района.
Денежные средства, полученные от внебюджетной деятельности, централизуются в составе доходов бюджета муниципального образования и учитываются как неналоговые доходы по соответствующим кодам.
Согласно ст. 215 Бюджетного Кодекса РФ исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Пунктом 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, предусмотрено, что в соответствии с соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:
а) с ведением на лицевом счете бюджета учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;
б) с открытием лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), наделенным полномочиями на ведение приносящей доход деятельности, в соответствии с информацией, предоставленной в органы Федерального казначейства финансовыми органами и ведением на данном лицевом счете учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
Согласно п. 3.5 названного Порядка N 8н от 10.10.2008 учет операций бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляется на счетах, открытых органу Федерального казначейства в банке отдельно от субъекта РФ и каждого муниципального образования на счете соответственно N 40603 и N 40703, по месту открытия иных счетов органов Федерального казначейства.
Необходимость соблюдения указанного порядка отражена в постановлении Правительства Белгородской области N 72-пп "Об организации мероприятий по переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями области от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности".
Таким образом, учитывая положения вышеуказанных норм права и связанных с ними нормативно-правовых документов, условия оспариваемого соглашения и порядок его исполнения сторонами, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что действия муниципального образования по заключению соглашения в целях учета операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями, не противоречат нормам действующего законодательства.
Рассматриваемое соглашение не нарушает прав муниципальных учреждений, поскольку в соответствии со ст. 5 соглашения правом распоряжаться средствами, полученными из внебюджетных источников, обладают получатели таких средств. Распорядительные кассовые операции производятся в соответствии с предоставленными учреждениями платежными документами без предварительного санкционирования.
Следует отметить, что положения ФЗ РФ "О защите конкуренции" не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, учитывая отсутствие необходимых условий и непредставление истцом доказательств, позволяющих сделать вывод о совмещении в данном случае функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта.
На основании изложенного, судебные акты суда первой и апелляционной инстанций следует отменить, в удовлетворении иска отказать.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287; ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.10.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 по делу N А08-6251/2010 отменить, в иске заместителя прокурора Белгородской области отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, предусмотрено, что в соответствии с соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:
...
Согласно п. 3.5 названного Порядка N 8н от 10.10.2008 учет операций бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляется на счетах, открытых органу Федерального казначейства в банке отдельно от субъекта РФ и каждого муниципального образования на счете соответственно N 40603 и N 40703, по месту открытия иных счетов органов Федерального казначейства.
Необходимость соблюдения указанного порядка отражена в постановлении Правительства Белгородской области N 72-пп "Об организации мероприятий по переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями области от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности".
...
Следует отметить, что положения ФЗ РФ "О защите конкуренции" не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, учитывая отсутствие необходимых условий и непредставление истцом доказательств, позволяющих сделать вывод о совмещении в данном случае функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2012 г. N Ф10-1316/12 по делу N А08-6251/2010