Дело рассмотрено 20.04.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей: |
Панченко С.Ю. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, г. Воронеж, ул. 9 Января, 36) от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (г. Воронеж, ул. Донбасская, 2) от 3-его лица: общества с ограниченной ответственностью "Теплостанция" (г. Воронеж, ул. 40 лет Октября)
|
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2011 (судья Федосова С.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Протасов А.И.) по делу N А14-4035/2011,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление) от 04.02.2011 N 01/274/2010-390 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401007:7, площадью 11920 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул.40 лет Октября, д. 1, обязании Управления осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на названный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Теплостанция".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2011 (с учетом определения об исправлении описки от 17.10.2011) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401007:7, площадью 11920 кв.м., расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. улица 40 лет Октября, 1.
В качестве документа-основания для государственной регистрации права собственности заявлен пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Государственная регистрация на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) была приостановлена до 24.01.2011, о чем заявителю направлено уведомление от 24.12.2010 N 01/274/2010-390, в котором Управление указало, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1, помимо объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации, имеются объекты, принадлежащие иным лицам.
Для выяснения вопроса об объектах недвижимости, расположенных в пределах границ вышеуказанного земельного участка Территориальное управление 24.12.2010 направило запрос в БТИ Ленинского района.
В результате правовой экспертизы документов Управление установило, что по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на здание распределительных устройств литер 4А, площадью 91,6 кв.м., теплостанцию, общей площадью 2574,2 кв.м. Документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на иные объекты, расположенные на земельном участке по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1, на государственную регистрацию не представлено, право собственности Российской Федерации на эти объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Сообщением от 04.02.2011 N 01/274/2010-390 Управление отказало заявителю в государственной регистрации прав на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Считая отказ Управления незаконным, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращении прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В соответствии со ст. 16 названного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРП.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав приведен в статье 20 Закона N 122-ФЗ, в силу абзаца 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Из содержания сообщения Управления об отказе следует, что основанием для отказа в регистрации права федеральной собственности на земельный участок явилось непредставление заявителем документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на иные объекты, расположенные на земельном участке по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1.Регистрирующий орган указал, что право собственности Российской Федерации на эти объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 Кодекса к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Согласно статье 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, установлено, что если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Представления указанных документов не требуется в случаях, если соответствующее право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставление иных документов необходимо в случаях, определенных федеральным законом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Территориальное управление представило на государственную регистрацию заявление от 01.12.2010 N 01/274/2010-390 и кадастровый паспорт земельного участка, из которого следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401007:7 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.12.2001 с видом разрешенного использования - котельная с мазутохранилищем.
Указанный земельный участок по договору от 01.07.2003 N 2350-03-09/мз был предоставлен в аренду ООО "Теплостанция" для фактически занимаемых котельной с мазутохранилищем.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 08.04.2010 нежилые здания, площадью 127,9 кв.м. (Литер 6А), 91,6 кв.м. (Литер 4А), 2439,5 кв.м. (Литер 1А, 1Е), расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1, находятся в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, на спорном земельном участке по названному адресу кроме объектов недвижимости, право на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, расположен ряд объектов недвижимости (справка БТИ Ленинского района г. Воронежа от 31.12.2010 N 411), право собственности на которые в установленном порядке не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах, суд правомерно указал, что в рассматриваемом случае подтверждением оснований отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности является наличие на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности (здание теплостанции и распределительных устройств).
Разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права собственности на земельный участок.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности, в данном случае, осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, согласно которому одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его занятость зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Ссылка Управления на то, что признавая отказ в государственной регистрации незаконным и обязывая зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, суд лишает муниципальное образование права на приобретение данного участка в собственность, судом обоснованно отклонена.
Так, по смыслу положений статьи 16 Земельного кодекса РФ Российской Федерации, статьи 3.1 Вводного закона и их толкования в совокупности следует, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Указанное право первично, не затрагивает интересы юридических и физических лиц, права на земельные участки которых урегулированы иными нормами права и в силу закона подлежит государственной регистрации.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 10 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса РФ процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36, согласно части 1 которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, они имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами (с учетом долей в праве собственности на здание).
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом РФ, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано за кем - либо (несмотря на наличие на данном земельном участке зданий, строений, права на которые не зарегистрированы за Российской Федерацией), суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемый отказ Управления незаконным и обязали регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Территориального управления и произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401007:7, площадью 11920 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, д. 1.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследовались судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и направлены на переоценку выводов суда относительно установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции и апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А14-4035/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 10 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса РФ процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36, согласно части 1 которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, они имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами (с учетом долей в праве собственности на здание).
...
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом РФ, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 апреля 2012 г. N Ф10-909/12 по делу N А14-4035/2011