Дело рассмотрено 19.04.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей: |
Панченко С.Ю. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью Торговый ряд "Молодежный" (ОГРН 1053600213083, 394077, г. Воронеж, ул. Вл.Невского, 2-а) от Правительства Воронежской области (394018, пл. Ленина, 1, г. Воронеж)
от 3-его лица: администрации городского округа город Воронеж (394000, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10) от Прокуратуры Воронежской области |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области и администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2012 (судьи Данилов Г.Ю., Гашникова О.Н., Федосеева И.В.) по делу N А14-9955-2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый ряд "Молодежный" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным пункта 25.8 постановления администрации Воронежской области от 04.05.2007 N 380 "Об утверждении Плана организации розничных рынков на территории Воронежской области" (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ в дело вступила Прокуратура Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2012 суд признал недействующим пункт 25.8 указанного постановления администрации, как несоответствующий Федеральному закону от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее также - Закон N 271-ФЗ, Закон о розничных рынках), и указал, что данный пункт постановления не подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда и должен быть приведен Правительством Воронежской области в соответствие с законом, имеющим большую юридическую силу.
В кассационных жалобах департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области и администрация Воронежской области просят решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобах, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Администрацией городского округа и Обществом 30 июня 2006 года заключен договор аренды земельного участка сроком до 30.06.2016 и выдан ордер N 56-р на мини-рынок с возможностью установки временных сооружений - торговые ряды с киосками 64 шт., павильон - 1 шт., палатки - 31 шт., торг. столы - 11 шт.
Постановлением главы городского округа от 28.09.2006 N 1760 ООО "Торговый ряд "Молодежный" предписано организовать работу мини-рынка по реализации промышленных и продовольственных товаров на упомянутом выше земельном участке.
Постановлением от 04.05.2007 N 380, опубликованным 31 мая 2007 года в официальном источнике информации "Молодой коммунар" N 5, администрацией Воронежской области утвержден План организации розничных рынков на территории Воронежской области (далее - План), в пункт 25.8 которого включен универсальный розничный рынок, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. В.Невского, дом 2-а.
Полагая, что включение земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В.Невского, дом 2-а, в состав розничных рынков незаконно и нарушает права и законные интересы ООО "Торговый ряд "Молодежный", последнее оспорило его в арбитражном суде.
Суд удовлетворил заявленное требование, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу статьи 2 Закона о розничных рынках правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Постановлением от 04.05.2007 N 380, принятым администрацией Воронежской области, являвшейся высшим исполнительным органом государственной власти области до 01.09.2009, указанный действующий мини-рынок включен в План организации розничных рынков на территории Воронежской области.
Согласно ст. 4 Закона о розничных рынках рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
При этом планом должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II (а ранее - согласно картам градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 06.12.2006 N 259-II), земельный участок по ул. Владимира Невского, 2-а находится в границах зоны "городских магистралей и улиц" с индексом ИТ-1.
В силу указанных нормативных правовых актов возведение объектов недвижимости на территориях общего пользования, отнесенных к территориальной зоне "Городские магистрали и улицы", не допускается.
Согласно справке Бюро технической инвентаризации Коминтерновского района г. Воронежа от 25.11.2011 N 686 объекты торговли на мини-рынке по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 2-а, не являются объектами недвижимости. На вышеуказанном земельном участке находятся только временные сооружения, объекты капитального строительства на данном земельном участке отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих нахождение объекта или объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Торговый ряд "Молодежный", на этом земельном участке на дату принятия оспариваемого акта, материалы дела не содержат, суд пришел к выводу о том, что отнесение земельного участка к розничным рынкам противоречит требованиям Закона о розничных рынках.
При этом суд усмотрел, что включение универсального розничного рынка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В.Невского, дом 2-а в План организации розничных рынков на территории Воронежской области не соответствует архитектурным, градостроительным и строительным нормам и правилам, и осуществлено без учета возможности возведения на данном участке объектов недвижимости., и указал, что переходные положения, установленные ст. 24 Закона о розничных рынках, в данном случае, к спорному земельному участку не могут применяться, так как капитальные здания, строения, сооружения не могут быть воздвигнуты на территориях общего пользования "Городские магистрали и улицы" как в настоящее, так и в будущее время.
Поскольку, в данном случае, оспариваемые положения постановления администрации не обеспечивают соблюдение норм статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", суд правильно признал их недействующими.
Доводы департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области и администрации городского округа город Воронеж, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права при принятии решения судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2012 по делу N А14-9955-2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области и администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно справке Бюро технической инвентаризации Коминтерновского района г. Воронежа от 25.11.2011 N 686 объекты торговли на мини-рынке по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 2-а, не являются объектами недвижимости. На вышеуказанном земельном участке находятся только временные сооружения, объекты капитального строительства на данном земельном участке отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих нахождение объекта или объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Торговый ряд "Молодежный", на этом земельном участке на дату принятия оспариваемого акта, материалы дела не содержат, суд пришел к выводу о том, что отнесение земельного участка к розничным рынкам противоречит требованиям Закона о розничных рынках.
При этом суд усмотрел, что включение универсального розничного рынка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В.Невского, дом 2-а в План организации розничных рынков на территории Воронежской области не соответствует архитектурным, градостроительным и строительным нормам и правилам, и осуществлено без учета возможности возведения на данном участке объектов недвижимости., и указал, что переходные положения, установленные ст. 24 Закона о розничных рынках, в данном случае, к спорному земельному участку не могут применяться, так как капитальные здания, строения, сооружения не могут быть воздвигнуты на территориях общего пользования "Городские магистрали и улицы" как в настоящее, так и в будущее время.
Поскольку, в данном случае, оспариваемые положения постановления администрации не обеспечивают соблюдение норм статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", суд правильно признал их недействующими."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 апреля 2012 г. N Ф10-1071/12 по делу N А14-9955/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1071/12