Резолютивная часть постановления принята 27.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Канищевой Л.А. |
Судей: |
Козеевой Е.М. |
|
Варивода Т.П. |
при участии в заседании: |
|
от истца: заместитель прокурора Белгородской области |
не явились, извещены надлежаще, |
|
|
от ответчиков: 1. Администрация муниципального образования "Николаевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области
2. Управление Федерального казначейства по Белгородской области |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.11.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 по делу N А08-6282/2010,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Белгородской области обратился в Арбитражный суд Белгородской области с иском к администрации муниципального образования "Николаевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской, отделению по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области о признании недействительным в силу ничтожности соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, от 11.01.2010, заключенного между администрацией муниципального образования "Николаевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области.
В порядке ст. 48 АПК РФ судом произведена замена ответчика - Отделения по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области, на его процессуального правопреемника - Управление Федерального казначейства по Белгородской области.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 18.11.2011 (судья Кравцев С.В.) иск удовлетворен полностью.
Соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, от 11.01.2010, заключенное между администрацией муниципального образования "Николаевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области признано недействительным.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 (судьи Шеин А.Е., Афонина Н.П., Яковлев А.С.) решение суда от 18.11.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФК по Белгородской области просит отменить названные судебные акты и принять решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение судами норм материального права. Заявитель жалобы считает, что положения оспариваемого соглашения соответствуют нормам бюджетного законодательства.
Представители сторон в судебное заседание кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело, в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.11.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 отменить и отказать в удовлетворении иска заместителя прокурора Белгородской области.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 11.01.2010 между Отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области и администрацией муниципального образования "Николаевское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области заключено соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Учет операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется отделением на счете, открытом на уровне УФК по Белгородской области в ГКРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области, на балансовом счете N 40703.
Заместитель прокурора Белгородской области обратился с настоящим иском, ссылаясь на то, что указанное соглашение противоречит действующему законодательству, так как администрация Муниципального образования не может быть наделена полномочиями на осуществление приносящей доход деятельности (предпринимательской деятельности) и поэтому не вправе иметь внебюджетный лицевой счет по учету средств от такой деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив обоснованность доводов истца, а именно противоречие заключенного соглашения нормам ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришли к выводу о наличии правовых оснований для признания соглашения от 11.01.2010 недействительным в силу ст. 168 ГК РФ.
Суд кассационной инстанции не может признать вывод о несоответствии соглашения вышеназванным законам правомерным, поскольку он сделан без учета характера условий оспариваемой сделки.
В частности, делая вывод о том, что органы местного самоуправления не имеют права осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, а, следовательно, не вправе открывать и иметь лицевой счет на балансовом счете 40703, судебные инстанции не учли, что соглашение от 11.01.2010 было заключено для учета средств, полученным не органом местного самоуправления, в результате осуществления им предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а бюджетными учреждениями, осуществление которыми такой деятельности допускается нормами действующего законодательства.
В этой связи, суды первой и апелляционной инстанций необоснованно не оценили названное соглашение с позиции его соответствия нормам Бюджетного кодекса РФ, исходя из субъектного состава лиц, заключивших данное соглашение, и его предмета.
Из преамбулы оспариваемого соглашения следует, что оно заключено в целях реализации ст.ст. 41, 42, 166.1, 168, 215.1 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с Приказом ФК от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов федеральным казначейством и его территориальными органами", Приказом ФК от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в порядке осуществления органами ФК отдельных функций финансовых органов субъектов РФ муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", а также постановления Правительства Белгородской области N 72-пп "Об организации мероприятий по переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями области от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности".
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; иные неналоговые доходы.
В силу ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ Федеральное казначейство по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований).
Согласно ст. 1 соглашения от 11.01.2010 администрация поручает отделению осуществление определенных в соглашении функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученными от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района.
Денежные средства, полученные от внебюджетной деятельности, централизуются в составе доходов бюджета муниципального образования и учитываются как неналоговые доходы по соответствующим кодам БК.
Согласно ст. 215 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Пунктом 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, предусмотрено, что в соответствии с соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:
а) с ведением на лицевом счете бюджета учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;
б) с открытием лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), наделенным полномочиями на ведение приносящей доход деятельности, в соответствии с информацией, предоставленной в органы Федерального казначейства финансовыми органами и ведением на данном лицевом счете учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
Согласно п. 3.5 названного Порядка N 8н от 10.10.2008 учет операций бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляется на счетах, открытых органу Федерального казначейства в банке отдельно от субъекта РФ и каждого муниципального образования на счете соответственно N 40603 и N 40703, по месту открытия иных счетов органов Федерального казначейства.
Необходимость соблюдения указанного порядке отражена в постановлении Правительства Белгородской области N 72-пп "Об организации мероприятий по переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями области от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности".
Таким образом, учитывая положения вышеуказанных норм права и связанных с ними нормативно-правовых документов, условия оспариваемого соглашения и порядок его исполнения сторонами, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что действия муниципального образования по заключению соглашения в целях учета операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями, не противоречат нормам действующего законодательства.
Рассматриваемое соглашение не нарушает прав муниципальных учреждений, поскольку в соответствии со ст. 5 соглашения правом распоряжаться средствами, полученными из внебюджетных источников, обладают получатели таких средств. Распорядительные кассовые операции производятся в соответствии с предоставленными учреждениями платежными документами без предварительного санкционирования.
При этом, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что положения ФЗ РФ "О защите конкуренции" не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, учитывая отсутствие необходимых условий и не представлении истцом доказательств, позволяющих сделать вывод о совмещении в данном случае функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта.
Поскольку нормы законов, обозначенные в качестве основания иска при совершении оспариваемой сделки не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Белгородской области, признания недействительным соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, заключенного ответчиками 11.01.2010.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - ч. 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.11.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 по делу N А08-6282/2010 отменить, в удовлетворении иска заместителя прокурора Белгородской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Канищева |
Судьи |
Е.М. Козеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3.5 названного Порядка N 8н от 10.10.2008 учет операций бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляется на счетах, открытых органу Федерального казначейства в банке отдельно от субъекта РФ и каждого муниципального образования на счете соответственно N 40603 и N 40703, по месту открытия иных счетов органов Федерального казначейства.
Необходимость соблюдения указанного порядке отражена в постановлении Правительства Белгородской области N 72-пп "Об организации мероприятий по переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями области от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности".
...
Рассматриваемое соглашение не нарушает прав муниципальных учреждений, поскольку в соответствии со ст. 5 соглашения правом распоряжаться средствами, полученными из внебюджетных источников, обладают получатели таких средств. Распорядительные кассовые операции производятся в соответствии с предоставленными учреждениями платежными документами без предварительного санкционирования.
При этом, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что положения ФЗ РФ "О защите конкуренции" не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, учитывая отсутствие необходимых условий и не представлении истцом доказательств, позволяющих сделать вывод о совмещении в данном случае функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 апреля 2012 г. N Ф10-1256/12 по делу N А08-6282/2010