Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Нарусова М.М. |
Судей: |
Солодовой Л.В. |
|
Леоновой Л.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от истцов администрация Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области
администрация Сметанинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
от ответчиков Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы муниципального образования "Смоленский район"
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Катынь"
от третьих лиц МИФНС России N 6 по Смоленской области
администрация муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области
Общество с ограниченной ответственностью "Катынские коммунальные системы" |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
|
|
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования Катынское сельское поселение в лице администрации Катынское сельское поселение Смоленского района Смоленской области, муниципального образования Сметанинское сельское поселение в лице администрации Сметанинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу N А62-2713/2011,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование Катынское сельское поселение в лице администрации Катынского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и муниципальное образование Сметанинское сельское поселение в лице администрации Сметанинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее - истцы, администрации) обратились в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы муниципального образования "Смоленский район" (далее - ответчик, общество), обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Катынь" (далее - ООО "КС "Катынь") о признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок и взыскании 21 223 308,00 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Ссылаясь на ничтожность данных сделок, как совершенных в нарушение Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества), истцы обратились в арбитражный суд с иском.
Решением Арбитражного суда Смоленской области (судья Яковлев Д.Е.) от 27.12.2011 иск удовлетворен частично. Обществу вменено в обязанность возвратить истцам недвижимое имущество. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.01.2012 производство по делу в части признания недействительным учредительного договора общества прекращено в связи с отказом истцов от иска в данной части.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 (судьи Данеко М.М., Каструба М.В., Сентюрина И.Г.) решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения исходя из нижеизложенного.
Из материалов дела следует, что истцами образовано общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы муниципального образования "Смоленский район". Между участниками данного общества заключен учредительный договор от 07.11.2006.
В целях формирования уставного капитала по актам приема-передачи обществу передано недвижимое и движимое имущество и соответственно определены доли участников в уставном капитале общества.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 13 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества не предусмотрен такой способ приватизации, как внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью.
Согласно пункту 4 статьи 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Аналогичный запрет содержится в статье 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В пункте 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2001 N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" разъяснено, что внесение государственного (муниципального) имущества (объектов приватизации) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ допускается только в порядке, установленном законодательством о приватизации.
Поскольку внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, не созданных в процессе приватизации, не допускается, то суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о незаконности внесения спорного имущества в уставной капитал ответчика.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Также ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
Из материалов дела следует, что спорное имущество передано обществу по актам приема-передачи в период с июня по октябрь 2007 года, в то время как иск подан в июне 2011 года, то есть за пределами трехгодичного срока исковой давности.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения. Закон не устанавливает для приведенной нормы специальных сроков исковой давности.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений постановления Пленума N 10/22, возникший спор по иску администраций разрешается по правилам ст. 301 ГК РФ и к такому иску применяется общий трехгодичный срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку срок исковой давности истек, то суд первой инстанции обоснованно отказал в указанной части иска.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами при вынесении судебных актов влекущих их отмену судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу N А62-2713/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2001 N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" разъяснено, что внесение государственного (муниципального) имущества (объектов приватизации) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ допускается только в порядке, установленном законодательством о приватизации.
...
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
...
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения. Закон не устанавливает для приведенной нормы специальных сроков исковой давности.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений постановления Пленума N 10/22, возникший спор по иску администраций разрешается по правилам ст. 301 ГК РФ и к такому иску применяется общий трехгодичный срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 июня 2012 г. N Ф10-1738/12 по делу N А62-2713/2011