Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Степиной Л.В. |
судей: |
Стрегелевой Г.А. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от потребительского общества "Бежицкий рынок" (241035, г. Брянск, ул. Ульянова, д. 51; ОГРН 1023201062345, ИНН 3232005396) |
- Ключникова Ю.А. - представителя (доверенность от 20.12.2011 б/н, постоянная); |
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (241050, г. Брянск, 2-й Советский пер., д. 5а, ОГРН 1043244054688, ИНН 3250058866) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу потребительского общества "Бежицкий рынок" на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2011 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 (судьи Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г., Стаханова В.Н.) по делу N А09-5743/2011,
УСТАНОВИЛ:
Потребительское общество "Бежицкий рынок" (далее по тексту - Общество, ПО "Бежицкий рынок") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным предписания от 15.07.2011 N 071525/108 специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (далее также - Управление) Чаповой Л.Ю.
Решением суда первой инстанции от 23.11.2011, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить указанные решение и постановление, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя ПО "Бежицкий рынок", кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, 13.07.2011 Управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.
Результаты проверки отражены в акте от 13.07.2011 N 072862/228, из которого следует, что Обществом нарушены положения статьи 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и пунктов 6.4, 7.2, 7.5 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", а именно, не обеспечен контроль за соблюдением продавцами и лицами, заключившими с Обществом договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В связи с выявленными нарушениями Управлением в адрес Общества вынесено предписание от 15.07.2011 N 071525/108, которым ему предложено: обеспечить контроль за соблюдением продавцами и лицами, заключившими с Обществом договоры о предоставлении торговых мест, требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения - контроль за условиями хранения и реализации скоропортящейся продукции в мясомолочном павильоне (срок исполнения: постоянно); обеспечить контроль за температурой холодильного оборудования в торговом зале мясомолочного павильона, регистрировать фактические значения температуры хранения скоропортящихся продуктов в журнале регистрации температурного режима холодильного оборудования (срок исполнения: постоянно); обеспечить надлежащие температурные режимы при хранении скоропортящихся продуктов (срок исполнения: постоянно); обеспечить контроль за условиями реализации нефасованных пищевых продуктов (мяса, колбас, мясных деликатесов, сыра, масла). Промаркировать разделочный инвентарь. Соблюдать режимы обработки разделочного инвентаря и условия хранения (постоянно).
Не согласившись с указанным предписанием, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований, руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон, Закон о розничных рынках) содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией.
Пунктом 3 части 3 указанной статьи Закона определено, что на рынке должно обеспечиваться выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании части 1 статьи 14 данного Закона в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
Перечень обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с осуществляемой им деятельностью, установлен в статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу указанной нормы индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Исходя из толкования положений частей 1 и 3 статьи 13, части 1 статьи 14 Закона о розничных рынках в их взаимосвязи, суд пришел к выводу, что обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации в области соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возлагаются в том числе на управляющую рынком компанию, учитывая, что часть 1 статьи 14 упомянутого Закона прямо обязывает управляющую рынком компанию обеспечить соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
При этом Закон не устанавливает, каким именно способом управляющая компания должна обеспечивать соблюдение названными лицами требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В тоже время пунктами 1 и 2 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 11.05.2007 N 328 "Об организации деятельности розничных рынков в Брянской области", определено, что торговые места предоставляются управляющей рынком компанией юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам по типовому договору о предоставлении торгового места.
Пунктом 3.2.1 типовой формы договора предусмотрено право управляющей рынком компанией контролировать целевое использование торгового места, осуществлять проверки соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным федеральным законом и настоящим постановлением.
Принимая во внимание изложенное выше, суд указал, что полномочия по контролю за соблюдением лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения непосредственно вытекают как из публичной обязанности управляющей компании обеспечить соблюдение этими лицами требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, так из договора между управляющей компанией и осуществляющими торговлю на этом рынке лицами.
Суд также установил, что предписание от 17.03.2010 по своим форме и содержанию соответствует приложению N 6 и пункту 7.14.1 Административного регламента.
Довод заявителя о том, что исполнение функций по контролю повлечет за собой увеличение расходов Общества, был рассмотрен апелляционным судом и обоснованно отклонен, так как ПО "Бежицкий рынок" как управляющая компания в любом случае обязано обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанная обязанность является публичной и расходы на ее исполнение должны быть понесены лицом, на которое она возложена, поскольку является неотъемлемым условием деятельности управляющей рынком компании.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций признали, что оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по делу N А09-5743/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.2.1 типовой формы договора предусмотрено право управляющей рынком компанией контролировать целевое использование торгового места, осуществлять проверки соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным федеральным законом и настоящим постановлением.
Принимая во внимание изложенное выше, суд указал, что полномочия по контролю за соблюдением лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения непосредственно вытекают как из публичной обязанности управляющей компании обеспечить соблюдение этими лицами требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, так из договора между управляющей компанией и осуществляющими торговлю на этом рынке лицами.
...
Довод заявителя о том, что исполнение функций по контролю повлечет за собой увеличение расходов Общества, был рассмотрен апелляционным судом и обоснованно отклонен, так как ПО "Бежицкий рынок" как управляющая компания в любом случае обязано обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанная обязанность является публичной и расходы на ее исполнение должны быть понесены лицом, на которое она возложена, поскольку является неотъемлемым условием деятельности управляющей рынком компании."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 июня 2012 г. N Ф10-1654/12 по делу N А09-5743/2011