Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 26.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Смолко С.И. |
|
Стрегелевой Г.А. |
При участии в заседании: |
|
от закрытого акционерного общества "Управляющая компания многоквартирными жилыми домами "Система" (ОГРН 1034004601124, г. Калуга, ул. Московская, 296б, 248017) |
Байкалова З.А. - представителя (дов. от 14.05.2012, б/н); |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (ОГРН 4026003620, г. Калуга, пл. Старый Торг, 5, 248000) от третьего лица: индивидуального предпринимателя Евсюкова Вячеслава Андреевича (г. Калуга) |
Тимохина А.А. - представителя (дов. от 26.07.2011 N 39д, пост);
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания многоквартирными жилыми домами "Система" на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.12.2011 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 (судьи Полынкина Н.А., Игнашина Г.Д., Стаханова В.Н.) по делу N А23-3301/2011,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания многоквартирными жилыми домами "Система" (далее - ЗАО "УК МЖД "Система", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 18.07.2011 N 2518/04 (уточненное требование).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен индивидуальный предприниматель Евсюков Вячеслав Андреевич (далее - ИП Евсюков В.А., Предприниматель),
Решением суда от 08.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.02.2012 решение суда от 08.12.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применением норм материального, процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества и Управления, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ЗАО "УК МЖД "Система" является управляющей компанией многоквартирным жилым домом N 1/44, расположенным по адресу: г. Калуга, ул. Платова.
Вводно-распределительное устройство (далее - ВРУ) и все электрооборудование жилого дома N 1/44 по ул. Платова находятся в управлении и эксплуатации ЗАО "УК МЖД "Система".
По факту отключения Обществом в марте 2011 года электроснабжения торгового павильона предпринимателя путем отсоединения кабельной линии 0,4 кВ от ВРУ жилого дома N 1/44, расположенного по ул. Платова, г. Калуга, ИП Евсюков В.А. обратился в УФАС с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения которого в действиях ЗАО "УК МЖД "Система" было установлено злоупотребление своим доминирующим положением на товарном рынке, выразившееся в прекращении подачи электроэнергии.
По результатам рассмотрения заявления Предпринимателя Управлением было принято решение от 18.08.2011 N 2518/04, согласно которому действия ЗАО "УК МЖД "Система" признаны нарушающими ч. 1 ст. 10, в том числе п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), а также повлекшими ущемление интересов ИП Евсюкова В.А.
На основании указанного решения УФАС было вынесено предписание от 18.07.2011 N 2519/04 о прекращении нарушения ЗАО "УК МЖД "Система" антимонопольного законодательства, в котором в срок до 05.08.2011 указывалось на необходимость прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ путем обеспечения передачи (перетока) электрической энергии в принадлежащий ИП Евсюкову В.А. торговый павильон, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Платова, д. 1/44.
Посчитав решение антимонопольного органа от 18.08.2011 N 2518/04 незаконным, Общество оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Согласно ч. 1, 5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
При этом нахождение субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не является определяющим признаком субъекта естественной монополии и не является обязательным условием для признания субъекта доминирующим на рынке соответствующего товара (услуги).
Статьей 4 Закона N 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ОАО "Калужская сбытовая компания" (поставщик) и ИП Евсюковым В.А. (покупатель), являющимся собственником нежилого помещения (торговый павильон), расположенного в д. 1/44 по ул. Платова г. Калуга, заключен договор от 23.11.2005 N 40071-ГС поставки электрической энергии по одноставочному тарифу, в рамках которого поставщик обязался закупать на оптовом рынке электроэнергии и мощности и у субъектов розничных рынков, имеющих генерирующие мощности, электрическую энергию в объеме, необходимом покупателю, а также заключить в интересах покупателя договор с сетевой организацией - МУП "Калужские городские коммунальные электрические сети" на оказание услуг по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств покупателя, а покупатель обязался принимать и оплачивать электроэнергию и оказанные услуги на условиях, установленных настоящим договором (пункт 1.1 договора). Электрическая энергия должна поставляться в торговый павильон, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Платова, д. 1/44.
Согласно однолинейной схеме электрических сетей покупателя энергоснабжение торгового павильона осуществляется низковольтным кабелем, подключенным от вводно-распределительного устройства (ВРУ) жилого дома N 1/44 по улице Платова в городе Калуге.
Технологическое присоединение электроустановки объекта ИП Евсюкова В.А. к сетям сетевой организации подтверждается договором от 01.01.2006 N 40071 технологического присоединения к электрическим сетям, заключенным между ИП Евсюковым В.А. и МУП "Калужские городские коммунальные электрические сети" (в настоящее время ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Калугаэнерго") через ВРУ, расположенное в жилом доме N 1/44 по ул. Платова г. Калуга (опосредованное присоединение).
Между указанными сторонами 11.11.2009 было заключено дополнительное соглашение к договору от 23.11.2005 N 40071-ГС.
В акте по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений, указано, что ВРУ жилого дома находится на балансе и эксплуатации управляющей компании (в настоящее время ЗАО "УК МЖД "Система"), на балансе сетевой организации находится ТП-86; на балансе ИП Евсюкова В.А. - кабель от ВРУ жилого дома до ВРУ павильона, ВРУ и все электрооборудование павильона.
Таким образом, Общество, на балансе и эксплуатации которого находится вводно-распределительное устройство, расположенное в жилом доме N 1/44 по ул. Платова г. Калуга, участвует в оказании услуг по передаче электрической энергии, следовательно, является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии по отношению к ИП Евсюкову В.А.
При этом отсутствие у ЗАО "УК МЖД "Система" статуса сетевой или энергоснабжающей организации не освобождает его от обязанности обеспечивать переток электроэнергии по его сетям конечному потребителю, в данном случае ИП Евсюкову В.А.
Более того, между ОАО "КСК" и ЗАО "УК МЖД "Система" был заключен договор энергоснабжения от 20.05.2010 N 1196-ГС, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался закупать на оптовом рынке электроэнергии и мощности и у субъектов розничных рынков, имеющих генерирующие мощности, электрическую энергию в объеме, необходимом покупателю (в том числе для обеспечения исполнения функций по управлению многоквартирными домами), а также в интересах покупателя заключить с сетевой организацией ОАО "МРСК Центра и Приволжья" договор на оказание услуг по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств многоквартирных домов, управляемых покупателем, и иных объектов, находящихся в ведении покупателя.
Технологическое присоединение электроустановки, расположенной в доме N 1/44 по улице Платова в городе Калуге, к сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья" подтверждается соглашением о технологическом взаимодействии N 1196 (в редакции дополнительного соглашения от 01.08.2010).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
Согласно ст. 26 Закона N 35-ФЗ владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты.
Договоры оказания услуг по передаче электрической энергии заключаются в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с п. 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Пунктами 29, 33 Правил, а также п. 161 Правил функционирования розничных рынков установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения оказания услуг по поставке и передаче электрической энергии. Одним из таких оснований для ограничения режима потребления электроэнергии является выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей (подп. "г" п. 161 Правил функционирования розничных рынков).
Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что ЗАО "УК МЖД "Система", как субъект естественной монополии, не обладало правом производить отключение электроснабжения в торговом павильоне, принадлежащем предпринимателю, в связи с чем его действия по отключению электроэнергии противоречат требованиям п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ.
Ссылка заявителя жалобы на то, что объекты электросетевого хозяйства не принадлежат ЗАО "УК МЖД "Система", а ВРУ не находится на балансе Общества, противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 08.12.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А23-3301/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Пунктами 29, 33 Правил, а также п. 161 Правил функционирования розничных рынков установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения оказания услуг по поставке и передаче электрической энергии. Одним из таких оснований для ограничения режима потребления электроэнергии является выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей (подп. "г" п. 161 Правил функционирования розничных рынков).
Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что ЗАО "УК МЖД "Система", как субъект естественной монополии, не обладало правом производить отключение электроснабжения в торговом павильоне, принадлежащем предпринимателю, в связи с чем его действия по отключению электроэнергии противоречат требованиям п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 июня 2012 г. N Ф10-1859/12 по делу N А23-3301/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2013 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-3301/11
05.07.2013 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-3301/11
09.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9070/12
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9070/12
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9070/12
26.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1859/12
29.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-195/12