Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 11.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Стрегелевой Г.А. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети" (ОГРН 1024600948503, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 120, 305040)
|
- Шваковой Ю.В. - представителя (дов. от 29.06.2012 N 5, пост.), - Авдеевой Л.М. - представителя (дов. от 06.07.2012 N 65, пост.); |
от Комитета по тарифам и ценам Курской области (ОГРН 1054639074676, г. Курск, ул. К. Маркса, 43, 305029) от третьего лица: Администрации города Курска (г. Курск, ул. Ленина, 1, 305000)
от прокуратуры Курской области (г. Курск, ул. Ленина, 21, 305000) |
- Золотухиной Г.Н. - представителя (дов. от 15.09.2011 N 18-Д, пост.);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, - Тиньковой Т.Н. (удостоверение ТО N 069310), |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козыревой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети" и Администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 11.03.2012 (судьи Силакова О.Н., Малахова И.Н., Орешко С.Ю.) по делу N А35-5401/2011,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Курские городские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "Гортеплосеть", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействующим постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет) от 24.11.2010 N 133 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети".
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Администрации города Курска (далее - Администрация) и прокуратуры Курской области.
Решением суда от 11.03.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационных жалобах МУП "Гортеплосеть" и Администрация просят отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобах, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МУП "Гортеплосеть" является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
24 ноября 2010 года Комитет постановлением N 133 установил и ввел в действие с 01.01.2011 тарифы на тепловую энергию согласно Приложению N 1, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии согласно Приложению N 2. В Приложении N 1 тариф на горячую воду для бюджетных и иных потребителей (одноставочный руб./Гкал) установлен в размере 1039,89; на отборный пар давлением от 7,0 до 13,0 кг/кв.см - 1061,19. В Приложении N 2 тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые потребителям МУП "Гортеплосеть", вводимые в действие с 01.01.2011 установлены в размере 231,05руб./Гкал.
Данное постановление было опубликовано в приложении к газете "Курск" "Деловая среда" N 47-48 и размещено на официальном сайте Комитета в сети Интернет (http://tarifkursk.ru).
Посчитав постановление Комитета N 133 не соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке и нарушающим права и законные интересы МУП "Гортеплосеть" на получение прибыли, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Статьей 7 Закона N 190-ФЗ, статьей 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ и главой III Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесены: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Из материалов дела усматривается, что регулирующим органом - Комитетом установления тарифов теплоснабжающей организации выбран метод экономически обоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Необходимая валовая выручка, под которой согласно пункту 2 Основ ценообразования понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, была определена Комитетом по тарифам и ценам Курской области на 2011 год в размере 1397970200 руб.
Размер выручки определен с учетом плановых объемов тепловой энергии, сформированных на основе действовавших в 2009 г. и первом полугодии 2010 г. на территории города Курска нормативов потребления коммунальных ресурсов, поскольку потребителями заявителя являются бюджетные организации и жители указанного муниципального образования, чьи помещения (квартиры) не оснащены приборами учета тепловой энергии.
Расчет тарифов произведен согласно разделению расходов по видам услуг: для целей отопления, подогрева холодной воды на нужды горячего водоснабжения общедомовыми водонагревателями, для подачи пара на производственно-технологические и другие цели, а также на услуги по передаче тепловой энергии.
Отнесение расходов к определенному виду услуг произведено в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке и технологическими особенностями предоставления каждой услуги.
По мнению Предприятия, Комитет неверно рассчитал затраты Предприятия по объему реализации (необоснованно увеличен объем реализации на 2011 г. на 34200 Гкал за счет уменьшения объема нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии) и прочим расходам (снижены на 4109000 руб. за счет исключения расходов разового характера - сертификации, аккредитации, лицензирования, оценки имущества, разработки проектов, оплаты правовых, аудиторских, консультационных услуг), а также его прибыль (в состав тарифа включена прибыль в размере 6643200 руб. вместо 43280000 руб., предложенных МУП "Гортеплосеть").
Определение объема реализации произведено Комитетом исходя из анализа фактических потерь при передаче тепловой энергии за период 2007-2010 годы (2007 г. - 206,7 тыс. Гкал., 2008 г. - 205,8 тыс. Гкал, 2009 г. - 213,2 тыс. Гкал, 2010 г. - 219,3 тыс. Гкал.), которые являлись ниже установленных Минэнерго Российской Федерации нормативов технологических потерь на указанные периоды (2007 г. - 216,0 тыс. Гкал., 2008 г. - 219,9 тыс. Гкал, 2009 г. - 220,7 тыс. Гкал, 2010 г. - 224,8 тыс. Гкал, 2011 г. - 230,3 тыс. Гкал.).
Объем потерь тепловой энергии на 2011 год определен Комитетом в объеме 190,0 тыс. Гкал, что полностью согласуется с динамикой фактических отклонений потерь, включенных в расчет тарифов на тепловую энергию за период с 2007 г. по 2010 г. (отклонения фактических потерь от утвержденных Минпромэнерго за указанный период составили 36,4тыс.Гкал.).
Полезный отпуск тепловой энергии рассчитывается согласно таблице П 1.7 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, и представляет собой разницу между отпуском теплоэнергии в сеть (собственная выработка и покупная теплоэнергия у других поставщиков) и потерями в сети.
В соответствии с пунктом 7 Основ определено, что при установлении регулируемых тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организации, осуществляющей регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
В состав тарифов на тепловую энергию за период с 2007 по 2010 годы включались потери, по предложению МУП "Гортеплосеть", однако из года в год фактические значения величин потерь были меньше, включенных в состав тарифа, а поэтому Комитетом совершенно обоснованно были исключены необоснованно включаемые в тарифы прошедших периодов объемы потерь на тепловую энергию.
Имеющаяся Программа энергосбережения МУП "Гортеплосеть", разработанная в 2010 году теплоснабжающей организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), утверждена директором МУП "Гортеплосеть".
Статьей 14 Закона N 261-ФЗ определено, что целевые показатели должны отражать сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры.
В указанной Программе энергосбережения зафиксированы "Целевые показатели энергосбережения и повышении энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться МУП "Гортеплосеть" в результате реализации программы по повышению энергетической эффективности и энергосбережения на 2010-2015 г.г." в том числе согласно разделу 3 определены целевые показатели в сфере передачи тепловой энергии (мощности): по строке целевого показателя "Величина потерь тепловой энергии при передаче (Гкал) на 2011 год предусмотрено МУП "Гортеплосеть" достижение величины потерь тепловой энергии в сетях при ее передаче в размере 190 тыс. Гкал., что свидетельствует о согласии Предприятия с величиной включенных потерь тепловой энергии в состав тарифов на тепловую энергию на 2011 год.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются прочие расходы.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются: расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 36 настоящего документа); расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др. (определяются в соответствии с пунктом 36 настоящего документа).
В пункте 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии предусмотрено, что при определении расходов, указанных в пунктах 22-26, 29 настоящего документа, регулирующие органы используют: 1) регулируемые государством тарифы (цены); 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; 3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье. При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Прочие расходы Комитетом на 2011 год приняты в сумме 10443,6 тыс.руб., что на 4109,0 тыс.руб. ниже предложений предприятия за счет исключения расходов базового периода разового характера (сертификация, аккредитация, лицензии, оценка имущества, разработка проектов, правовые услуги и др.) и выше фактических показателей 2009 года на 159,5%.
Вместе с этим фактическая сумма прочих затрат по итогам 2009 года составила 6548,6 тыс.руб., при плане 16575,3 тыс.руб., по итогам 2010 года 12741,1 тыс.руб. при плане 13998,9тыс.руб. Исходя из анализа фактических затрат за предыдущие периоды по статье "Прочие" предприятием не подтверждается сумма - 12284,5 тыс.руб., включаемая комитетом в тарифы предыдущих периодов (10026,7 тыс.руб. - 2009 г. и 1257,8 тыс.руб. - 2010 г.). При этом предложения предприятия на соответствующие периоды регулирования были еще выше.
Таким образом, предприятием в 2009 году получено за счет тарифа 10026,7 тыс.руб., а в 2010 году 1257,8 тыс.руб. и не направлено на реализацию мероприятий, затраты на которые включены были в состав тарифов по статье прочие расходы, а поэтому Комитетом правомерно прочие расходы были включены исходя из анализа фактических данных за предыдущие годы, подтвержденных бухгалтерской отчетностью и с ростом к фактическим показателям 2009 г. на 159,5%.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов: 1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство; 2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов; 3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций; 4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
Комитетом принята прибыль в сумме 6643200 руб., что соответствует уровню рентабельности 0,3%.
По итогам фактических данных за 2009 год предприятием получена фактическая прибыль в сумме 63202,6 тыс.руб., что на 19922,6 тыс.руб. выше плановых показателей включенных в тарифы - 43280,0 тыс.руб., по итогам 2010 года - 9477,8 тыс.руб. (при плане 43280,0 тыс.руб.).
Согласно уточненному заявлению МУП "Гортеплосеть" по итогам I квартала 2011 г. получило прибыль 634,9 тыс.руб. от продажи тепловой энергии на цели отопления, то есть от применения тарифов, установленных постановлением Комитета от 24.11.2010 N 133, в связи с чем указание заявителя на факт причинения убытков оспариваемым постановлением является несостоятельным.
Пунктом 10 Основ ценообразования ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии установлено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Таким образом, Предприятие не лишено возможности обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и понесенные убытки, для учета и компенсации в последующем периоде регулирования.
Расчет недополученного дохода по тепловой энергии за 2011 год, прилагаемый к кассационной жалобе, Комитету представлен не был, а поэтому не является соответствующим обращением в порядке п. 10 Основ.
Абзацем четвертым части первой ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (утратившего силу с 01.01.2011) было определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Также пунктом 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и пунктом 4 государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Таким образом, принимая постановления об установлении тарифов на тепловую энергию по теплоснабжающим организациям на очередной период регулирования, Комитет обязан был оценивать влияние принимаемых тарифных решений по каждой организации на выполнение установленных законом положений о недопустимости превышения в среднем по Курской области установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию на очередной год.
Кроме того, при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Гортеплосеть" г. Курска учитывалось и требование Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования тарифов одной группы потребителей за счет тарифов другой группы.
В соответствии с Рекомендациями, утвержденными правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 28.09.2010 г. N 193 при установлении тарифов на 2011 год по муниципальным образованиям, участвующим в заявках на предоставление финансовой поддержки было предусмотрено сокращение перекрестного субсидирования, в диапазоне до 50-60% от объема перекрестного субсидирования, сложившегося по итогам 2010 года.
Комитетом при установлении на 2011 год тарифов было сокращено перекрестное субсидирование тарифов на тепловую энергию до 17012,0 тыс.руб. или на 57% от объема перекрестного субсидирования 2010 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам, а поэтому отказ в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Предприятия и Администрации, явившиеся обоснованием их позиции, они исследованы судом первой инстанции при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 11.03.2012 по делу N А35-5401/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем четвертым части первой ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (утратившего силу с 01.01.2011) было определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Также пунктом 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и пунктом 4 государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Таким образом, принимая постановления об установлении тарифов на тепловую энергию по теплоснабжающим организациям на очередной период регулирования, Комитет обязан был оценивать влияние принимаемых тарифных решений по каждой организации на выполнение установленных законом положений о недопустимости превышения в среднем по Курской области установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию на очередной год.
Кроме того, при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Гортеплосеть" г. Курска учитывалось и требование Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования тарифов одной группы потребителей за счет тарифов другой группы."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 июля 2012 г. N Ф10-2091/12 по делу N А35-5401/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12325/12
07.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12325/12
11.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2091/12
11.03.2012 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-5401/11