Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области (308005, г. Белгород, Белгородский пр-т, д. 85 "А") |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области" (308001, г. Белгород, ул. Преображенская, д. 21)
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (308000, г. Белгород, ул. Преображенская, д. 82)
от третьего лица: от ООО "Вентиляционная промышленная компания" (142211, Московская обл., г. Серпухов, ул. Береговая, д. 23), |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2011 г. (судья Белоусова В.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 г. (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А08-7116/2011,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области, ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области" обратились в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС по Белгородской области, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 13.09.2011 г. N 3836/2 и предписания от 13.09.2011 г. N 197 по делу N 393-11-Т.
Решением арбитражного суда от 23.11.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 г. указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе УФАС по Белгородской области просит отменить состоявшиеся по настоящему делу решение и постановление суда, как несоответствующие нормам материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 12.08.2011 г. Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области, являясь уполномоченным органом, разместило на официальном сайте электронной площадки ОАО "Сбербанк - АСТ" www.sberbank-ast.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору поставщика на право заключения муниципального контракта на поставку вентиляционного оборудования на строящийся объект физкультурно-оздоровительного комплекса с. Головчино Грайворонского района Белгородской области.
В качестве муниципального заказчика указанных торгов выступило ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области".
Полномочия муниципального заказчика указанному государственному учреждению переданы на основании соглашения от 21.01.2011 г. N 03/16, заключенного с администрацией Грайворонского района" Белгородской области.
Для участия в открытом аукционе в электронной форме поступило восемь заявок, в том числе и от ООО "Компания РНВ".
По результатам рассмотрения поступивших заявок ООО "Компания РНВ" отказано в допуске к участию в аукционе.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в УФАС по Белгородской области.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Компания РНВ" комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Белгородской области 13.09.2011 г. приняла решение N 3836/2, которым признала жалобу заявителя необоснованной, но при этом признала факт нарушения ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области" и Управлением государственного заказа и лицензирования Белгородской области части 2 статьи 3, статьи 4, статьи 5, части 1 статьи 41.6 (части 1 статьи 34) Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору поставщика на право заключения муниципального контракта на поставку вентиляционного оборудования для строительства объекта - физкультурно-оздоровительный комплекс с. Головчино Грайворонского района Белгородской области (номер извещения 0126200000411002405).
Для устранения выявленных нарушений антимонопольный орган направил в адрес уполномоченного органа и муниципального заказчика соответствующее предписание от 13.09.2011 г. N 197.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области и ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области" обжаловали их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о незаконности в целом оспариваемого решения антимонопольного органа.
Вместе с тем, принимая обжалуемые судебные акты, судом не были учтены следующие требования закона и обстоятельства спора.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительным ненормативного правового акта является наличие двух условий - несоответствие оспариваемого акта нормам действующего законодательства и нарушение положениями этого акта прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, пунктом первым решения антимонопольного органа от 13.09.2011 г. N 3836/2 жалоба ООО "Компания РНВ" на незаконные действия Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области и ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области", допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме, признана необоснованной.
Решение УФАС по Белгородской области в этой части не нарушает каких-либо прав и законных интересов уполномоченного органа и муниципального заказчика и более того направлено на их защиту от необоснованных жалоб участника аукциона.
При таких обстоятельствах спора обжалуемые решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций в части признания недействительным пункта 1 решения антимонопольного органа от 13.09.2011 г. N 3836/2 подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в этой части.
В остальном обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, пунктом 2 оспариваемого решения УФАС по Белгородской области признан факт нарушения Управлением государственного заказа и лицензирования Белгородской области и ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области" части 2 статьи 3, статьи 4, статьи 5, части 1 статьи 41.6 (части 1 статьи 34) Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору поставщика на право заключения муниципального контракта на поставку вентиляционного оборудования для строительства объекта - физкультурно-оздоровительный комплекс с. Головчино Грайворонского района Белгородской области.
По мнению антимонопольного органа, вышеназванные лица, входящие в структуру органов власти субъекта Российской Федерации, не вправе выступать в качестве уполномоченного органа и муниципального заказчика при проведении торгов на заключение контракта для муниципальных нужд.
Признавая решение УФАС по Белгородской области в этой части недействительным, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ).
В силу статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Белгородской области от 16.10.2010 г. N 336-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы и развития инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011-2013 годы" Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области осуществляет функции по размещению заказов с целью заключения муниципальных контрактов путем проведения торгов в форме конкурсов и аукционов, в том числе, аукционов в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ, разработку проектно-сметной документации, поставку технологического оборудования, мебели, инвентаря, оказание услуг по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта на основании соглашения о передаче функций заказчика между администрациями муниципальных районов и городских округов и ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области", ОГУ "Центр социальных инвестиций и строительства".
Согласно пункту 4 Порядка финансирования строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов социальной сферы и развития инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011 год за счет средств областного и местного бюджетов, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 17.01.2011 г. N 5-пп, органы местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции муниципального заказчика по объектам капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта собственными силами или передают часть полномочий муниципального заказчика нормативным правовым актом государственному (муниципальному) учреждению, осуществляющему функции заказчика на основании соглашения, в соответствии с пообъектным перечнем, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 16 октября 2010 года N 336-пп на 2011 год.
Соглашением от 21.01.2011 г. N 03/16 администрация Грайворонского района Белгородской области передала часть функций муниципального заказчика в целях размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с. Головчино Грайворонского района, финансируемого как за счет средств муниципального образования, так и за счет средств областного бюджета, ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области".
Учитывая, что размещенный муниципальный заказ финансировался за счет средств разных уровней бюджетов, в качестве уполномоченного органа и заказчика могли выступать как государственные, так и органы местного самоуправления.
Кроме того, действующим законодательством возможность передачи на договорной основе функций государственного (муниципального) заказчика не запрещена.
С учетом изложенных обстоятельств спора и требований закона пункты 2 и 3 решения УФАС по Белгородской области от 13.09.2011 г. N 3836/2 обоснованно признаны недействительными.
В связи с признанием недействительным решения антимонопольного органа в указанной части предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, выданное на основании этого решения, утрачивает юридическую силу, а поэтому судом также обоснованно признано недействительным.
Другие основания, по которым суд первой и апелляционной инстанций также признал недействительными решение и предписание антимонопольного органа, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имели, а поэтому судебной коллегией в порядке кассационного производства не оцениваются.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованном признании судом недействительными пунктов 2 и 3 решения от 13.09.2011 г. N 3836/2 и предписания от 13.09.2011 г. N 1976 по делу N 393-11-Т основаны на ошибочном понимании вышеназванных норм действующего законодательства, примененных при разрешении настоящего спора, а также направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.11.2011 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 г. по делу N А08-7116/2011 отменить в части признания недействительным пункта 1 решения комиссии УФАС по Белгородской области по контролю в сфере размещения заказов на территории Белгородской области от 13.09.2011 г. по делу N 393-11-Т.
Отказать в удовлетворении заявленных требований Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области и ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области" о признании недействительным пункта 1 решения комиссии УФАС по Белгородской области по контролю в сфере размещения заказов на территории Белгородской области от 13.09.2011 г. по делу N 393-11-Т.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Белгородской области от 16.10.2010 г. N 336-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы и развития инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011-2013 годы" Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области осуществляет функции по размещению заказов с целью заключения муниципальных контрактов путем проведения торгов в форме конкурсов и аукционов, в том числе, аукционов в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ, разработку проектно-сметной документации, поставку технологического оборудования, мебели, инвентаря, оказание услуг по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта на основании соглашения о передаче функций заказчика между администрациями муниципальных районов и городских округов и ГУ "Управление капитального строительства Белгородской области", ОГУ "Центр социальных инвестиций и строительства".
Согласно пункту 4 Порядка финансирования строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов социальной сферы и развития инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Белгородской области на 2011 год за счет средств областного и местного бюджетов, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 17.01.2011 г. N 5-пп, органы местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции муниципального заказчика по объектам капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта собственными силами или передают часть полномочий муниципального заказчика нормативным правовым актом государственному (муниципальному) учреждению, осуществляющему функции заказчика на основании соглашения, в соответствии с пообъектным перечнем, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 16 октября 2010 года N 336-пп на 2011 год."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 июля 2012 г. N Ф10-2213/12 по делу N А08-7116/2011