Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей: |
Радюгиной Е.А. |
|
Чаусовой Е.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакаевым В.Н.
Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют: от Арбитражного суда Смоленской области - помощник судьи Желтова Е.Ю.; от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Бакаев В.Н.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание установлены судьей Арбитражного суда Смоленской области Яковлевым Д.Е. | |
При участии в заседании: |
|
от ФГУП "РОСТЭК" 107258, г. Москва, ул. Игральная, д. 1 ОГРН 1027739393175 |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от Смоленской таможни 214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105 ОГРН 1026701425849 |
Ситина М.В. - представителя, дов. от 27.01.2012 N 04-53/7 |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.12.2011 (судья Пузаненков Ю.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 (судьи Стаханова В.Н., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А62-3917/2011
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "РОСТЭК" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей N 435 от 23.05.2011.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит кассационную коллегию отказать в её удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами и положениями действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав пояснения представителя таможенного органа, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, между Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России) и Предприятием (Поручитель) заключен Генеральный договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими перевозку товаров при внутреннем и международном таможенном транзите от 25.03.2008.
Между Смоленской таможней (Кредитор) и Предприятием (Поручитель) заключен договор поручительства N ГП/06-13-03-2010 от 03.03.2010 по обеспечению уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите, согласно которому Поручитель обязуется отвечать перед Кредитором за исполнение лицами, получившими разрешение на внутренний и международный транзит и указанными в ст. 80 ТК РФ, именуемыми в дальнейшем Должники, обязательств по уплате сумм таможенных пошлин, налогов и пени в сумме не более 600 000 000 руб.
В соответствии с п. 1.2. данного договора Должники, в отношении которых заключен настоящий Договор, указываются в дополнениях к Договору (далее - Дополнения). В Дополнениях указывается конкретный размер финансовых обязательств Заявителя перед Таможней за каждого из Должников.
Согласно п. 1.3 указанного договора настоящим договором обеспечиваются следующие обязательства Должников перед таможенными органами, которые могут возникнуть в будущем: уплата сумм таможенных пошлин, налогов, а также пени в соответствии с п. 1 ст. 90, пп. 6 п. 1 ст. 112, ст. 169, пп. 5 п. 1 ст. 230, ст. 346, ст. 349 ТК РФ.
Судом установлено, что гражданин Линас Суткус передал Руслану Адишову по договору безвозмездного пользования от 06.12.2010 право пользование на территории Литовской Республики и за границей автомобилем гос.номер ABC155, марка и модель - "FORD FOCUS" идентификационный номер WF0AXXGCDAYR21247, дата первой регистрации - 18.02.2000, категории - М1, цвет - серый.
В соответствии с договором поручительства от 03.03.2010 Смоленской таможней и Предприятием 12.12.2010 подписано Дополнение N 10113047/121210/8004088, согласно которому Предприятие обязалось отвечать перед Кредитором в размере 229 000 руб. По данному Дополнению Предприятие обеспечивало обязательство по доставке транспортного средства марки "FORD FOCUS", 2000 года выпуска, VIN номер WF0AXXGCDAYR21247, гражданином Адишовым Русланом из ОТО и ТК N 7 Смоленской таможни (ППУ "Красное") (таможенный орган отправления) до таможенного поста МАПП "Маштаково" Самарской таможни (таможенный орган назначения).
В ОТО и ТК N 7 Смоленской таможни (ППУ "Красное") 12.12.2010 на вышеуказанное транспортное средство оформлена транзитная декларация N 10113047/121210/0005352, срок таможенного транзита установлен до 16.12.2010.
Между Адишовым Р. и ООО ЧОП "РУСЬ-Смоленск" заключен договор на организацию охранного сопровождения N 2606 от 12.12.2010.
Согласно листку убытия с отметками пограничных и таможенных органов на территорию Республики Казахстан 14.12.2010 убыло транспортное средство "FORD FOCUS", VIN номер WF0AXXGCDAYR21247 по вышеуказанной транзитной декларации без таможенного досмотра, водитель Адишов Р.
В тот же день данное транспортное средство под управлением Адишова Р. прибыло на территорию Российской Федерации, о чем свидетельствует листок прибытия, оформленный на КПП Маштаково.
В связи с отсутствием электронных подтверждений Самарской таможни о доставке транспортного средства, направленного по транзитной декларации N 10113047/121210/0005352, Смоленская таможня выставила в адрес перевозчика Адишова Р. требование об уплате таможенных платежей N 121 от 27.12.2010 на сумму 190 218, 17 руб., а также уточненное требование N 399 от 03.05.2011 об уплате таможенных платежей в размере 237 200,39 руб.
Данные требования Адишовым Р. в установленный срок не исполнены, в связи с чем Смоленская таможня выставила требование поручителю - Предприятию N 77 от 26.01.2011 об уплате таможенных пошлин, налогов, а также пеней на сумму 191 686, 67 руб.
Полагая, что указанное требование вынесено Таможней незаконно, Предприятие обратилось в ФТС России с жалобой N 04-07/565 от 11.02.2011 о признании его недействительным.
Решением ФТС России от 06.05.2011 N 15-68/29 требование Смоленской таможни N 77 от 26.01.2011 об уплате таможенных платежей признано неправомерным и отменено в связи с неверным расчетом суммы таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении указанного автомобиля.
Впоследствии Смоленская таможня выставила Предприятию требование об уплате таможенных платежей N 435 от 23.05.2011 на сумму 238 460, 07 руб., в т.ч. пени 9 772, 58 руб.
Поскольку названное требование об уплате таможенных платежей не исполнено, таможенный орган принял решение N 27 от 08.07.2011 о взыскании с Предприятия денежных средств в бесспорном порядке в размере 241 352, 97 руб.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
В силу п. 5 ст. 160 ТК ТС доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении них не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Пунктом 1 ст. 215 ТК ТС определено, что под таможенным транзитом понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Согласно ст. 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись.
За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение (п. 2 ст. 224 ТК ТС).
Частью 1 ст. 225 ТК ТС предусмотрено, что таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
Согласно ч. 2 ст. 225 ТК ТС в месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Таможенный орган назначения в течение 1 (одного) часа с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, регистрирует их подачу в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 4 ст. 225 ТК ТС).
На основании ч. 5 ст. 225 ТК ТС таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза N 438 от 17.08.2010 (далее - Порядок).
В соответствии с п.п. 17, 18 Порядка для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в таможенный орган назначения в соответствии со ст. 225 ТК ТС один лист транзитной декларации и один комплект транспортных (перевозочных) документов с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.
После представления перевозчиком таможенному органу назначения документов, указанных в п. 17 Порядка, должностное лицо таможенного органа назначения регистрирует их подачу в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Далее таможенный орган назначения совершает необходимые действия для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, предусмотренные разделом III Порядка.
Согласно результатам служебной проверки, проведенной Самарской таможней в отношении сотрудника таможенного органа исполнявшего возложенные на него обязанности в зоне таможенного контроля таможенного поста МАПП "Маштаково" Самарской таможни (проверка в отношении транспортного средства марки "FORD FOCUS") и допустившего пересечение государственной границы транспортного средства по транзитной декларации N 10113047/121210/0005352 без закрытия процедуры таможенного транзита установлено, что транспортное средство "FORD FOCUS" было выпущено без уплаты таможенных платежей, определенных действующим законодательством, в результате виновных действий сотрудника Самарской таможни.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о фактическом подтверждении доставки транспортного средства "FORD FOCUS", VIN номер WF0AXXGCDAYR21247 под управлением Адишова Р. в таможню назначения 14.12.2010.
При этом суд обоснованно отклонил довод таможенного органа о том, что в приказе Самарской таможни N 61 от 24.01.2011 "О результатах служебной проверки" не установлены обстоятельства, которые имеют значение для рассмотрения спора, как противоречащий материалам дела.
В силу п. 3 ст. 85 ТК ТС обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита - также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено Таможенным кодексом Союза.
На основании ч. 5 ст. 85 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, не определен законодательством государства - члена таможенного союза.
Одним из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является поручительство (ч. 1 ст. 86 ТК ТС).
Статьей 87 ТК ТС установлена возможность внесения генерального обеспечения. В случаях если одним и тем же лицом на территории одного из государств Таможенного Союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Порядок применения генерального обеспечения определяется национальным законодательством государств - членов Таможенного Союза.
Согласно п. 1.3 договора поручительства от 03.03.2010 N ГП/06-13-03-2010 по обеспечению уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите, Предприятие в частности, обеспечивает обязательство перевозчика по доставке товаров в таможенный орган назначения.
С учетом изложенного, как правомерно указал суд, в рассматриваемом случае обязательство по уплате таможенных платежей возникает у Поручителя, в частности, в связи с недоставкой транспортного средства, а не в связи с незавершением в установленном порядке таможенным органом процедуры таможенного транзита.
Принятие сотрудником таможни решения о выпуске автомобиля "FORD FOCUS" без уплаты таможенных платежей явилось результатом неисполнения Самарской таможней процедур, предусмотренных разделом VI Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, утвержденной приказом ГТК России N 1467 от 18.12.2003.
Поскольку, судом установлено, что транспортное средство "FORD FOCUS", VIN номер WF0AXXGCDAYR21247 фактически было доставлено в таможню назначения, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Предприятия обязанности по договору поручительства N ГП/06-13-03-2010 от 03.03.2010 перед Смоленской таможней.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Таможни по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.12.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А62-3917/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 87 ТК ТС установлена возможность внесения генерального обеспечения. В случаях если одним и тем же лицом на территории одного из государств Таможенного Союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Порядок применения генерального обеспечения определяется национальным законодательством государств - членов Таможенного Союза.
Согласно п. 1.3 договора поручительства от 03.03.2010 N ГП/06-13-03-2010 по обеспечению уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите, Предприятие в частности, обеспечивает обязательство перевозчика по доставке товаров в таможенный орган назначения.
С учетом изложенного, как правомерно указал суд, в рассматриваемом случае обязательство по уплате таможенных платежей возникает у Поручителя, в частности, в связи с недоставкой транспортного средства, а не в связи с незавершением в установленном порядке таможенным органом процедуры таможенного транзита.
Принятие сотрудником таможни решения о выпуске автомобиля "FORD FOCUS" без уплаты таможенных платежей явилось результатом неисполнения Самарской таможней процедур, предусмотренных разделом VI Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, утвержденной приказом ГТК России N 1467 от 18.12.2003."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 июля 2012 г. N Ф10-2310/12 по делу N А62-3917/2011