Резолютивная часть постановления изготовлена: 23.07.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей: |
Чистовой И.В. |
|
Шильненковой М.В. |
При участии в заседании: |
|
от истца: ООО "Авиком-Орел" |
не обеспечена явка представителя; |
от ответчиков: от Администрации города Орла от Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от Управления архитектуры и градостроительства г. Орла |
не обеспечена явка представителя; не обеспечена явка представителя;
не обеспечена явка представителя; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.10.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 по делу N А48-2096/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авиком-Орел", ОГРН 1105742001420, (далее - ООО "Авиком-Орел", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации города Орла, ОГРН 1025700831640 (далее Администрация), Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области, ОГРН 1025700833784 (далее - Департамент), Управлению архитектуры и градостроительства г. Орла, ОГРН 1025700832981 (далее - Управление архитектуры) о взыскании 315 092 руб. 54 коп., составляющих расходы истца на оплату работ по формированию земельных участков (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.10.2011 с Управления архитектуры и градостроительства г. Орла в пользу ООО "Авиком-Орел" взыскано 315 092 руб. 54 коп., в части требований, предъявленных к Администрации города Орла и Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрации города Орла обратилась с настоящей кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные акты по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Как установлено судами, в соответствии с договором аренды земельных участков N 1330/з от 01.02.2011, заключенным по результатам проведения аукциона от 28.01.2011, между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области (арендодатель) и ООО "Авиком-Орел" (арендатор), последнему были предоставлены в аренду четыре земельных участка с целью строительства многоквартирных жилых домов:
земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040307:64, местоположением: г. Орел, ул. Раздольная, площадью 4276 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - многоквартирные жилые дома 5-16 этажей;
земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040307:45, местоположением: г. Орел, ул. Раздольная, Микрорайон N 5, площадью 6410,69 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для проведения проектно-изыскательских работ под строительство жилого дома;
земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040401:6, местоположением: г. Орел, шоссе Московское, площадью 6667,50 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для проведения проектно-изыскательских работ и строительства жилого дома;
земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040401:74, местоположением: г. Орел, ул. Рощинская, площадью 9694,09 кв.м., категория земель -земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства многоэтажных жилых домов со встроенными административно-торговыми помещениями по индивидуальным проектам.
Суды указали, что ими установлено и подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, что расходы на оплату работ по формированию указанных в договоре аренды N 1330/з от 01.02.2011 земельных участков были произведены за счет ООО "АВИКОМ-ОРЕЛ", (302020, г. Орел, ул. Покровская, д. 19, ИНН 5751035567, ОГРН 1085742001927).
При этом суды в подтверждение своих доводов сослались на исследованные ими следующие договора и документы:
договор N 1789-10-П от 25.06.2010 на выполнение работ по подготовке документов на формирование земельного участка N 1 без предварительного согласования места размещения объекта, согласно п. 2. ст. 30 ЗК РФ, расположенного по адресу: г. Орел, в районе ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, для комплексного освоения в целях жилищного строительства и акт выполненных работ 1789 от 02.08.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 5308 руб. 06 коп.;
договор N 1790-10-П от 25.06.2010 на выполнение работ по подготовке документов на формирование земельного участка N 2 без предварительного согласования места размещения объекта, согласно п. 2. ст. 30 ЗК РФ, расположенного по адресу: г. Орел, в районе ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, для комплексного освоения в целях жилищного строительства и акт выполненных работ N 1790 от 02.08.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 5308 руб. 06 коп.;
договор N 1791-10-П от 25.06.2010 на выполнение работ по подготовке документов на формирование земельного участка N 3 без предварительного согласования места размещения объекта, согласно п. 2. ст. 30 ЗК РФ, расположенного по адресу: г. Орел, в районе ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, для комплексного освоения в целях жилищного строительства и акт выполненных работ N 1791 от 02.08.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 5308 руб. 06 коп.;
договор N 1792-10-П от 25.06.2010 на выполнение работ по подготовке документов на формирование земельного участка N 4 без предварительного согласования места размещения объекта, согласно п. 2. ст. 30 ЗК РФ, расположенного по адресу: г. Орел, в районе ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, для комплексного освоения в целях жилищного строительства и акт выполненных работ N 1792 от 02.08.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 5308 руб. 06 коп.;
договор N 1793-10-П от 25.06.2010 на выполнение работ по подготовке документов на формирование земельного участка N 5 без предварительного согласования места размещения объекта, п. 2. ст. 30 ЗК РФ, расположенного по адресу: г. Орел, в районе ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, для комплексного освоения в целях жилищного строительства и акт выполненных работ N 1793 от 02.08.2010, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 5308 руб. 06 коп.;
договор N 1794- 10-П от 25.06.2010 на выполнение кадастровых работ по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке N 5, расположенном по адресу: г. Орел, в районе ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, с постановкой на кадастровый учет и акт выполненных работ N 1794 от 02.08.2010, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 4459 руб. 24 коп.;
договор N 1795-10-П от 25.06.2010 на выполнение кадастровых работ по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке N 4, расположенном по адресу: г. Орел, в районе ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, с постановкой на кадастровый учет и акт выполненных работ N 1795 от 02.08.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 4459 руб. 24 коп.;
договор N 1796-10-П от 25.06.2010 на выполнение кадастровых работ по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке N 3, расположенном по адресу: г. Орел, район ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, с постановкой на кадастровый учет и акт выполненных работ N 1796 от 02.08.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 4459 руб. 24 коп.;
договор N 1797-10-П от 25.06.2010 на выполнение кадастровых работ по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке N 2, расположенном по адресу: г. Орел, район ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, с постановкой на кадастровый учет и акт выполненных работ N 1797 от 02.08.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 4459 руб. 24 коп.;
договор N 1798-10-П от 25.06.2010 на выполнение кадастровых работ по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке N 1, расположенном по адресу: г. Орел, район ул. Дуговой, ул. Пограничной, ул. Апухтина, с постановкой на кадастровый учет и акт выполненных работ N 1798 от 02.08.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 4459 руб. 24 коп.;
договор N 1799-10-П от 25.06.2010 на выполнение работ по подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, в районе дороги Крым-2, и акт выполненных работ N 1799-10-П от 29.11.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 11472 руб. 81 коп.;
договор N 1800-10-Г от 25.06.2010 на выполнение работ корректуры участка по Московскому шоссе МР-10 для жилищного строительства 1-этап и акт выполненных работ N 1800 от 06.12.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 6854 руб. 79 коп.;
договор N 1803-10-Г от 25.06.2010 на выполнение работ корректуры участка по ул. Рощинская, для жилищного строительства 1-этап и акт выполненных работ N 1803-10-Г от 06.12.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 9924 руб. 12 коп.;
договор N 1804-10-Г от 25.06.2010 на выполнение работ корректуры участка по ул. Раздольной и ул. Маринченко для жилищного строительства 1-этап и акт выполненных работ N 1804 от 06.12.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 22508 руб. 23 коп.;
договор N 1807-10-П от 28.06.2010 на выполнение работ по получению технических условий и подготовки градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Раздольная, и акт выполненных работ N 1807 от 30.08.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 8213 руб. 02 коп.;
договор N 1810-10-П от 28.06.2010 на выполнение работ по подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Московское шоссе, МР-10, и акт выполненных работ N 1810 от 30.07.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 7015 руб. 96 коп.;
договор N 1811-10-П от 28.06.2010 на выполнение работ по подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Рощинская, МР-10, и актом выполненных работ N 1811 от 30.07.2010 ООО "АВИКОМ-ОРЕЛ" была оплачена МУП "УРГД г. Орла" платежным поручением N 6 от 07.07.2010 сумма 7015 руб. 96 коп.;
договор N 1818-10-П от 28.0б.2010 на выполнение работ по подготовке документов на формирование земельных участков согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта для строительства торгового комплекса по адресу: г. Орел, в районе дороги М-2-Крым - 355 км и акт выполненных работ N 1818 от 29.11.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена МУП "УРГД г. Орла" сумма 19 248 руб. 44 коп.;
договор N 062 от 02.07.2010 на выполнение изготовление межевого плана и топографической съемки на земельный участок площадью 15 га, расположенный по адресу: Орловская обл., г. Орел, в районе объездной дороги Москва-Крым, и акт выполненных работ N 41 от 15.07.2010 к нему, по которому Обществом было оплачено ООО "Орелземпроект" 105 000 руб. 00 коп.;
дополнительное соглашение к договору N 062 от 02.07.2010 на выполнение изготовление топографической съемки на земельный участок площадью 4,5 га, расположенный по адресу: Орловская обл., г. Орел, район объездной дороги Москва-Крым, и акт выполненных работ N 44 от 26.07.2010 к нему, по которому Обществом было оплачено 20 000 руб. 00 коп.;
договор N 3038 от 25.06.2010 и договор N 4206 от 01.09.2010 на выполнение проведения лабораторных исследований и инструментальных замеров согласно заявки (в материалах дела отсутствует) и акт выполненных работ N 4431 от 01.09.2010 к ним, по которому Обществом была оплачена ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" сумма 44 319 руб. 46 коп.;
договор N 3426 от 12.07.2010 на оказание услуг по проведению экспертизы проектных материалов земельных участков согласно заявки (в материалах дела отсутствует) и акт выполненных работ N 3600 от 15.07.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" сумма 4174 руб. 35 коп.;
договор N 2350-10-П от 18.08.2010 на выполнение работ по подготовке документов на формирование земельного участка согласно п. 4 ст. 30. ЗК РФ для комплексного жилищного строительства по адресу: г. Орел, ул. Раздольная и ул. Маринченко, и акт выполненных работ N 2350 от 30.09.2010 к нему, по которому Обществом была оплачена ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" сумма 9 552 руб. 47 коп.
договор N 2359-10-П от 18.08.2010 на выполнение работ по подготовке документов на формирование земельного участка согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ для комплексного жилищного строительства по адресу: г. Орел, ул. Раздольная, и акт выполненных работ N 2359 от 30.09.2010 к нему, по которому Обществом было оплачено ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" 9 552 руб. 47 коп;.
договор N 2774-10-Г от 27.09.2010 на выполнение корректуры участка по ул. Раздольной и ул. Маринченко для строительства жилого дома 1-этап и акт выполненных работ N 2774 от 01.10.2010 к нему, по которому Обществом было оплачено ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" 10 071 руб. 57 коп.;
договор N 2754-10-П от 23.09.2010 на выполненные работы по подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Раздольная, ул. Маринченко, и акт выполненных работ N 2754 от 01.10.2010 к нему. по которому Обществом было оплачено ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области" 7015 руб. 96 коп.
Всего ООО "АВИКОМ-ОРЕЛ" были заключены эти и другие договоры, связанные с формированием и корректурой более тридцати земельных участков, по которым Общество уплатило 392000 руб.
На основании договора уступки права требования от 17.12.2010 ООО "АВИКОМ-ОРЕЛ" уступило истцу - ООО "Авиком-Орел" право требования за выполнение работ по подготовке документов за формирование земельных участков всего на общую сумму 392000 руб.
Ссылаясь на то, что проведение работ по формированию земельных участков должно осуществляться Администрацией г. Орла, а спорная сумма исходя из сводной сметы затрат на формирование земельных участков, утвержденной заместителем главы администрации г. Орла Н.С. Лякишевым предназначенная для компенсации расходов по формированию земельных участков, предоставленных в аренду ООО "Авиком-Орел" в размере 315092 руб. 54 коп. находится на лицевом счете Управления архитектуры и градостроительства г. Орла, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к Управлению архитектуры и градостроительства г. Орла.
Данные выводы судов нельзя признать законными и обоснованными по следующим основаниям.
Во-первых, перечисленные выше документы, на которых суд основывает свои выводы, нельзя в силу процессуальных принципов относимости и допустимости доказательств, признать надлежащими доказательствами понесенных Обществом затрат по формированию именно четырех полученных в аренду земельных участков.
Так ни в одном из исследованных судом договоров нет идентификации земельных участков, по которым Общество понесло затраты на их формирование. Не указаны площади формируемых земельных участков, не совпадают места расположения и разрешенный вид целевого использования, отсутствуют кадастровые номера кварталов в которых они формируются и кадастровые номера самих участков.
В силу статей 67, 68 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу и не принимает поступившие в суд документы, не имеющие отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу, и отказывает в приобщении их к материалам дела.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Как следует из материалов дела, МУП "УРГД г. Орла" выполняло для заказчика ООО "АВИАКОМ-ОРЕЛ" работы по формированию земельных участков, кадастровые работы по подготовке документов, содержащих необходимые данные для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков с постановкой их на учет, а также выполняло работы по подготовке градостроительных планов земельных участков.
Между тем, ни один из земельных участков, в отношении которых осуществлялись указанные выше работы за счет средств истца, не имеет идентификационных признаков, которые бы свидетельствовали о том, что в отношении конкретного земельного участка проведены работы по формированию.
Более того, приложением ко всем договорам на выполнение работ по подготовке градостроительных планов земельных участков является перечень документов и исходных данных предоставляемых заказчиком, для выполнения данных работ, в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, координаты границ земельного участка, топографическая карта со штампом УАиГ, согласование с балансодержателями сетей инженерно-технического обеспечения, схема генерального плана и согласование УАиГ отступов зданий от границ земельного участка, технические паспорта всех существующих объектов на земельном участке и правоудостоверяющие документы на них (т.1 л.д.19, 23, 24, 25, 33), которые в материалах дела отсутствуют и не были предметом исследования судов.
Также не могут быть признаны обоснованными выводы судов о том, что расходы истца на проведение спорных работ подтверждены актами выполненных работ, поскольку из представленных в материалы дела (лишь в апелляционную инстанцию) актов не следует какой результат работ достигнут, так как в них содержится только факт оплаты. Виды выполненных работ со ссылкой на адреса, площади, координаты границ, межевые планы, кадастровые паспорта и кадастровые номера земельных участков отсутствуют (т.3 л.д.131-139).
Соответственно допустимых доказательств, подтверждающих факт формирования земельных участков истцом, впоследствии полученных им в аренду, в материалы дела не представлено.
Более того, сам истец в уточненных расчетах истребуемой суммы указывает на затраты по формированию земельных участков выставленных на торги в форме аукциона от 28.01.2011 по всем трем лотам, а договор аренды с ним заключен лишь по лоту N 2 (т.3 л.д.154-160).
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Как следует из представленных в материалы дела информационных извещений о проведении аукциона 28.01.2011 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, размещенных на официальном сайте Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области www.orel-region.ru и в печатном издании "Орловская правда" от 28.12.2010, на аукцион выставлялось 3 лота, победителем на основании заявки Общества от 21.01.2011 по лоту N 2 стал истец. При этом лот N 2, согласно размещенной информации состоял всего из трех земельных участков (т.3 л.д.95-96, 102-103). Однако договор аренды по результатам аукциона заключен между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и ООО Авиком-Орел" на четыре земельных участка.
В аукционе по лоту N 1 истец не участвовал, а аукцион по лоту N 3 признан несостоявшимся. Данные противоречия при исследовании материалов дела судами также не устранены.
Во-вторых, суды не дали правовую оценку доводам истца, изложенным в исковых требованиях.
Так, в иске о взыскании неосновательного обогащения в качестве правового обоснования заявленных требований истец сослался на ч. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду (т.1 л.д.4).
Данная правовая норма отражена в претензии истца от 12.04.2011, направленной в адрес МО "Город Орел" (т.1 л.д.8) и в уточненных исковых требованиях (т.2 л.д.1)
Между тем, суды, рассматривая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, не установили из каких норм права возникли спорные правоотношения между истцом и ответчиком, не установили, на чьей стороне могло возникнуть неосновательное обогащение и при каких условиях, в судебном акте отсутствуют ссылки на нормы материального права, которыми руководствовался суд при принятии обжалуемых судебных актов.
Положения статей 6, 71, 170, 271, части 2 статьи 289 АПК РФ, предписывают арбитражному суду при рассмотрении дел и принятии решений руководствоваться правилами, установленными законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах, в том числе правилами об обязательности указания арбитражными судами в судебных актах мотивов, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, а также правилами об обязанности арбитражных судов указывать мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Суд кассационной инстанции также считает, что принятые по настоящему делу судебные акты не отвечают названным требованиям ввиду неполного выяснения всех фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его правильного и законного разрешения.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию - как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
В силу ст.ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Без предварительного согласования мест размещения объектов участки предоставляются для строительства либо только в собственность исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), либо в собственность бесплатно или в аренду для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, только лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункты 2, 2.1. статьи 30 Земельного кодекса РФ, статья 46.2. Градостроительного кодекса РФ - (далее - Гр РФ)).
В силу ст. 38 Земельного кодекса РФ приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) производится без предварительного согласования мест размещения объектов только в отношении сформированного в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельного участка с установленными границами.
Согласно ст. 46.2 Гр РФ по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3-6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7-9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 Градостроительного кодекса.
Однако, хотя истец в обоснование своих требований и ссылается на договор о развитии застроенной территории, такой договор истцом в материалы дела представлен не был, предметом оценки судов данный довод не являлся.
Как следует из материалов дела, истцом заключены договора по подготовке документов на формирование земельных участков без предварительного согласования места размещения объектов и заказана корректура на 4 существующих земельных участка, договора на проведение указанных видов работ заключены им в качестве Заказчика от своего имени с гарантией оплаты, выполненных МУП "УРГД г. Орла" работ. Кроме того, перечисленные договора с МУП "УРГД г. Орла" содержат элементы договора поручения последнему представлять интересы истца во всех структурных подразделениях администрации г. Орла и в Департаменте имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
При этом все договора по подготовке документов на формирование земельных участков содержат перечень документов и исходных данных, которые должен предоставить истец, как заказчик, для проведения работ МУП "УРГД г. Орла" по формированию земельных участков для строительства объектов согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ (без предварительного согласования места размещения объекта) (Приложение N 1) (т.1 л.д. 9-13, 27, 28, 31).
К таким документам, предоставляемым заказчиком, отнесены, в том числе:
- копия обращения Департамента с указанием п. 4 ст. 30 ЗК РФ, согласно которого необходимо сформировать земельный участок, его площади и вида разрешенного пользования (для неразграниченных земель);
- копия письма администрации города Орла о принятии положительного решения по вопросу формирования и условиях его принятия;
- выписка из протокола комиссии по землепользованию и градостроительству с положительным решением и указанием статьи ЗК РФ, согласно которой необходимо сформировать земельный участок (выписка может быть на письме Департамента с указанием N и даты протокола комиссии);
- планируемые границы формируемого земельного участка, согласованные с УАиГ, схема генерального плана согласования с УАиГ (для обоснования размера земельного участка), с указанием границ выбираемого участка и парковочных мест автотранспорта.
Между тем судами не исследовался вопрос, предоставлялись ли истцом документы, указанные в Приложении N 1 к договорам по подготовке документов на формирование земельных участков и было ли это формирование земельных участков результатом поручения собственником истцу.
В то же время в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 (в ред. от 19.10.2010) "Об утверждении Департамента имущества, промышленной и информационной политики Орловской области", именно Департамент осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области - городе Орле, осуществляет мероприятия по постановке земельных участков, отнесенных к собственности Орловской области, на государственный кадастровый учет, формирование свободных земельных участков для их последующего выставления на торги (конкурсы, аукционы) под жилищное и другое строительство и др.
Согласно "Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области - городе Орле", утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2010 N 472 (далее- Порядок), основанием для проведения работ по формированию земельных участков является обращение Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области в Администрацию города Орла.
При подготовке обращения учитываются заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков, предложения органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и ходатайства Администрации города Орла о предоставлении земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в том числе, в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ.
Проведение работ по формированию земельных участков осуществляется Администрацией города Орла в соответствии с законодательством в двухмесячный срок со дня получения обращения Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области и включает следующие работы:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 4.3 указанного Порядка Департамент принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с п. 4.1 настоящего Порядка, а также определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, размер задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды и срок начала освоения земельного участка.
Департамент проводит торги (конкурсы, аукционы) в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Аукцион по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, или для комплексного освоения в целях жилищного строительства проводится в соответствии со ст. 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 38.2. предусматривает особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Согласно п. 3 данной статьи в извещении о проведении аукциона также должны быть указаны максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, в силу п. 4, 5 данной нормы дополнительно к указанным в подпунктах 6-8 пункта 3 настоящей статьи требованиям могут быть установлены другие требования, касающиеся комплексного освоения земельного участка. При этом не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы победителя аукциона, кроме установленных настоящей статьей.
Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, указанные в пункте 12 статьи 38.1 настоящего Кодекса, а также документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе.
Из содержания данных правовых актов усматривается, что работы по формированию земельных участков в целях жилищного строительства могут быть проведены только при соблюдении указанного порядка.
При этом ч. 5 ст. 38.2. Земельного кодекса РФ предусматривает, что документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования предоставляются заявителями, что не исключает их изготовления за счет последних.
Пунктом 4.6. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области - городе Орле, установлено, что финансирование расходов, связанных с проведением работ по формированию земельных участков, осуществляется путем предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Орел". Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Департаментом в установленном порядке на эти цели.
Финансирование расходов, связанных с проведением работ по формированию земельных участков, осуществляется путем заключения Соглашения между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и Администрацией города Орла.
Во исполнение указанного Порядка, между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и Администрацией города Орла заключено Соглашение N 1 от 27 декабря 2010 года о предоставлении межбюджетных трансфертов Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Орел" за проведение работ по формированию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле (т.1 л.д.126-129).
Делая вывод о том, что согласно пункту 1.2. данного Соглашения Департамент перечислил межбюджетный трансферт в бюджет города Орла за выполненные работы по формированию земельных участков согласно приложению 1 к настоящему соглашению в размере 396500 руб., с учетом денежных средств в сумме 315092 руб. 54 коп., предназначенных для компенсации расходов по формированию земельных участков, предоставленных в аренду ООО "Авиком-Орел", суды не учли следующее.
Предметом Соглашения N 1 от 27 декабря 2010 года является предоставление Департаментом межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Орёл" за проведенные работы по формированию земельных участков (далее - также - работы) согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению в пределах объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Законом Орловской области от 07 декабря 2009 года N 997-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", на эти цели.
Департамент в установленном порядке перечисляет межбюджетные трансферты в бюджет города Орла за выполненные работы по формированию земельных участков согласно Приложению 1 к настоящему Соглашению.
Из Приложения N 1 к Соглашению следует, что в нем не содержится конкретных исполнителей и видов работ, а также конкретных видов земельных участков, на формирование которых предусмотрены предоставляемые бюджетные средства (т.3 л.д.54).
Суды сделали вывод о том, что указанное финансирование предусмотрено на спорные работы исходя из Сводной сметы затрат на формирование земельных участков (2008-2010 года), утвержденной заместителем главы администрации города Орла (т.2 л.д.65-66).
Между тем указанная смета является односторонней, не содержит сведений об утверждении её Департаментом и рассчитана за иной период.
Судами оценка факту относимости указанной сметы к Соглашению N 1 от 27.12.2010, не дана.
В Соглашении N 1 предусмотрен следующий порядок финансирования и предоставления трансфертов.
Департамент:
- доводит до Администрации уведомление о лимитах бюджетных обязательств на 2011 год на указанные цели в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Департаменту в установленном порядке на эти цели;
- направляет в Администрацию обращение на формирование земельного участка;
- в течение десяти календарных дней с момента получения пакета документов по сформированному земельному участку, а также акта выполненных работ и счета-фактуры на оказанные работы и услуги, в рамках своих полномочий осуществляет проверку полноты и качества оказанных услуг и проведенных работ;
- на основании подписанного акта выполненных работ и счета-фактуры, перечисляет межбюджетные трансферты на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (п.п. 2.1.1.-2.1.4 Соглашения).
Между тем довод Администрации о том, что работы во исполнение Соглашения, ею не выполнялись, с заявками о выполнении работ по формированию земельных участков никто не обращался, в нарушение ст. 168, 170 АПК РФ не получил оценки суда.
Кроме того, согласно п. 3.2 Соглашения Администрация несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование межбюджетных трансфертов областного бюджета, и обязана предоставить отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета за работы по формированию земельных участков.
Данный довод Администрации со ссылкой на указанный пункт Соглашения судами также исследован не был.
Вывод арбитражный судов о том, что Департамент не возражает против удовлетворения иска, не соответствует правовой позиции, изложенной Департаментом в отзыве на исковое заявление, поскольку Департамент полагает возможным удовлетворение исковых требований в случае предоставления в материалы дела надлежащих доказательств. Вместе с тем, Департамент себя надлежащим ответчиком не считает.
Однако, как указывалось выше, право на формирование и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области - городе Орле имеет именно Департамент. Лица, участвующие в деле не оспаривают, что сформированные земельные участки выставлял на торги именно Департамент. Он же заключал спорный договор аренды и получает плату за предоставленные в аренду земельные участки. Соответственно суду надлежит определить правовые основания для отказа истцу в иске к Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
Поскольку правовую природу заявленных требований суды не определили, и удовлетворяя заявленный иск, не указали нормы права, которыми руководствовались, принятые по делу судебные акты в силу ст. 6, 15, 168, 170, 271 АПК РФ нельзя признать законными и обоснованными.
Принимая во внимание, что для правильного разрешения спора необходимо исследовать фактические обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, оценивать доказательства, а суд кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ такими полномочиями не наделен, данные недостатки обжалуемых судебных актов не могут быть восполнены на стадии кассационного производства, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, установить обстоятельства, имеющие значение для дела и входящие в предмет его доказывания, оценить представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, определить правовую природу заявленных требований, дать оценку факту законности формирования земельных участков, определить действовал ли истец в своих интересах или в интересах собственника земельного участка, передавались ли документы, подтверждающие формирование земельных участков в установленном законом порядке и принимался ли результат работ по сформированным земельным участкам их собственником, и с учетом оценки указанных обстоятельств применить нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, определить наступление соответствующих правовых последствий для лиц участвующих в деле, а также распределить расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.10.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 по делу N А48-2096/2011, отменить.
Направить дело на новое рассмотрение Арбитражный суд Орловской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.В. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.6. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области - городе Орле, установлено, что финансирование расходов, связанных с проведением работ по формированию земельных участков, осуществляется путем предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Орел". Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Департаментом в установленном порядке на эти цели.
...
Предметом Соглашения N 1 от 27 декабря 2010 года является предоставление Департаментом межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Орёл" за проведенные работы по формированию земельных участков (далее - также - работы) согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению в пределах объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Законом Орловской области от 07 декабря 2009 года N 997-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", на эти цели.
...
Поскольку правовую природу заявленных требований суды не определили, и удовлетворяя заявленный иск, не указали нормы права, которыми руководствовались, принятые по делу судебные акты в силу ст. 6, 15, 168, 170, 271 АПК РФ нельзя признать законными и обоснованными."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 июля 2012 г. N Ф10-2018/12 по делу N А48-2096/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2012 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-2096/11
27.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2018/12
16.03.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6670/11
26.10.2011 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-2096/11