Дело рассмотрено 27.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Смолко С.И. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Мегатроник" (ОГРН 1083668055350, г. Воронеж, ул. Ростовская, 29а, 394008)
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области (ОГРН 1093668024405, г. Воронеж, пр. Революции, 33, 394000)
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегатроник" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2012 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Сергуткина В.А.) по делу N А14-12653/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегатроник" (далее - ООО "Мегатроник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области (далее - Департамент) о признании недействительным запрета проведения Обществом стимулирующей лотереи "БИНГО", выраженного в уведомлении от 24.11.2011 N 01-11/3925 и обязании Департамента устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешения на проведение лотереи "БИНГО" в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ).
Решением суда от 10.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2012 решение суда от 10.04.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество представило в Департамент уведомление о проведении негосударственной региональной бестиражной стимулирующей лотереи "БИНГО" со сроком проведения с 01.01.2012 по 30.11.2012.
24 ноября 2011 года Департамент, рассмотрев указанное уведомление, сославшись на подпункты 2 и 3 п. 3 ст. 7 Закона N 138-ФЗ, принял решение о запрете проведения стимулирующей лотереи, направив заявителю уведомление от 24.11.2011 N 01-11/3925.
Обосновывая решение о запрете проведения лотереи, Департамент указал в уведомлении следующее:
- пункт 7.2 условий лотереи "БИНГО" не содержит положений о действиях, которые необходимо совершить, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда, в частности, какие именно действия необходимо совершить лицу, чтобы получить "призовые очки", и при наличии каких именно условий "призовые очки" сохраняются, что не соответствует п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3, подп. 6 п. 2 ст. 9 Закона N 138-ФЗ;
- в приложении N 2 к уведомлению не дано описание конкретных признаков услуги или составляющих ее действий, позволяющих установить взаимосвязь услуги и проводимой стимулирующей лотереи "БИНГО", что не соответствует требованиям подп. 3 п. 2 ст. 7 Закона N 138-ФЗ;
- в приложении N 3 к уведомлению не содержится описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником, так как действия, указанные в пунктах 7.1, 7.2 условий лотереи не содержат положений о действиях, которые необходимо совершить, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда, в частности, чтобы получить "призовые очки", и при наличии каких именно условий "призовые очки" сохраняются, что не соответствует требованиям подп. 4 п. 2 ст. 7 Закона N 138-ФЗ;
- сведения в условиях бестиражной стимулирующей лотереи "БИНГО" носят противоречивый характер, следовательно, являются недостоверными. В соответствии с п. 7.3 Условий "...розыгрыш призового фонда происходит после того, как Участник с помощью администратора активировал лотерейный билет путем стирания защитного слоя на билете...". Однако, на представленном макете лотерейного билета место для нанесения защитного слоя не предусмотрено;
- сведения в условиях бестиражной стимулирующей лотереи "БИНГО" носят противоречивый характер, следовательно, являются недостоверными. Из представленный документов следует, что директором Общества является Азаров Ю.А., тогда как согласно сведениям ЕГРЮЛ директором ООО "Мегатроник" является Лопатин О.Д.
Полагая, что решение о запрете проведения стимулирующей лотереи противоречит действующему законодательству, Общество оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 2 ст. 7 Закона N 138-ФЗ установлено, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона N 138-ФЗ уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество направило в адрес Департамента уведомление о проведении негосударственной региональной бестиражной стимулирующей лотереи "БИНГО" со сроком проведения с 01.01.2012 по 30.11.2012. Согласно пункту 7.1 условий проведения стимулирующей лотереи (приложение N 1) призовой фонд образуется за счет средств организатора. Организатору лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей.
В силу подп. 6 п. 2 ст. 9 Закона N 138-ФЗ условия стимулирующей лотереи должны утверждаться организатором стимулирующей лотереи и включать в себя, в том числе: порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.
Из материалов дела следует, что согласно п. 7.2 условий проведения стимулирующей лотереи (приложение N 1) для того, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда, гражданин должен в период проведения лотереи, указанный в пункте 4.1, совершить следующие действия: воспользоваться услугой по доступу к развлекательному оборудованию и, в случае сохранения призовых очков после доступа к развлекательному оборудованию, получить у администратора лотерейный билет. Розыгрыш призового фонда происходит после того, как участник с помощью администратора активировал лотерейный билет путем стирания защитного слоя на билете с помощью определения цифровой комбинации, соответствующей по таблице N 1 либо определенному призу, либо отсутствию приза. Согласно п.3 способа заключения договора между участником лотереи и организатором лотерея проводится организатором среди приобретателей товаров в местах продаж услуг по доступу к развлекательному оборудованию, предоставляемых ООО "Мегатроник". При этом п. 7.2 условий проведения стимулирующей лотереи не предусматривает приобретение участником розыгрыша призового фонда какого-либо товара.
Кроме того, в приложении N 2 к уведомлению не дано описание конкретных признаков услуги или составляющих ее действие, в приложении N 3 к уведомлению не содержится описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником. Условия лотереи не содержат действия, которые необходимо совершить, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда и чтобы получить "призовые очки" и при наличии которых они сохраняются или не сохраняются.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником (приложение N 3) не соответствует требованиям Закона N 138-ФЗ.
Учитывая, что условия проведения стимулирующей лотереи (приложение N 1 и N 3), изложенные в пункте 7.2, не соответствуют подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ, оспариваемое решение Департамента о запрете проведения стимулирующей лотереи от 24.11.2011 N 01-11/3925 является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу N А14-12653/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что согласно п. 7.2 условий проведения стимулирующей лотереи (приложение N 1) для того, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда, гражданин должен в период проведения лотереи, указанный в пункте 4.1, совершить следующие действия: воспользоваться услугой по доступу к развлекательному оборудованию и, в случае сохранения призовых очков после доступа к развлекательному оборудованию, получить у администратора лотерейный билет. Розыгрыш призового фонда происходит после того, как участник с помощью администратора активировал лотерейный билет путем стирания защитного слоя на билете с помощью определения цифровой комбинации, соответствующей по таблице N 1 либо определенному призу, либо отсутствию приза. Согласно п.3 способа заключения договора между участником лотереи и организатором лотерея проводится организатором среди приобретателей товаров в местах продаж услуг по доступу к развлекательному оборудованию, предоставляемых ООО "Мегатроник". При этом п. 7.2 условий проведения стимулирующей лотереи не предусматривает приобретение участником розыгрыша призового фонда какого-либо товара.
Кроме того, в приложении N 2 к уведомлению не дано описание конкретных признаков услуги или составляющих ее действие, в приложении N 3 к уведомлению не содержится описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником. Условия лотереи не содержат действия, которые необходимо совершить, чтобы стать участником розыгрыша призового фонда и чтобы получить "призовые очки" и при наличии которых они сохраняются или не сохраняются.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником (приложение N 3) не соответствует требованиям Закона N 138-ФЗ.
Учитывая, что условия проведения стимулирующей лотереи (приложение N 1 и N 3), изложенные в пункте 7.2, не соответствуют подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ, оспариваемое решение Департамента о запрете проведения стимулирующей лотереи от 24.11.2011 N 01-11/3925 является законным и обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 августа 2012 г. N Ф10-2861/12 по делу N А14-12653/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14491/12
23.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14491/12
29.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2861/12
30.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2210/12
10.04.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-12653/11