Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 30.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Смолко С.И. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Болдыревой Л.Н. (ОГРНИП 304682926000083, г. Тамбов) от общества с ограниченной ответственностью "Таурус" (ОГРН 1096829000223, г. Тамбов, ул. Фридриха Энгельса, 5, 392002) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Богдановича А.И. - представит. (дов. от 14.06.2012 б/н); |
от Тамбовской городской Думы (г. Тамбов, пл. Первомайская, 28, 392002) от третьих лиц: администрации г. Тамбова (г. Тамбов, ул. Коммунальная, 6, 392000)
Управления лесами Тамбовской области (ОГРН 1076829001281, г. Тамбов, пл. Кронштадская, 7-а, 392036) Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова (г. Тамбов, ул. Карла Маркса/Коммунальная, д. 146/11, 392000) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Таурус" и Тамбовской городской Думы на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2011 (судьи Пряхина Л.И., Игнатенко В.А., Парфенова Л.И.) по делу N А64-1639/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Болдырева Л.Н. (далее - Предприниматель) и общество с ограниченной ответственностью "Таурус" (далее - Общество) обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы (далее - Дума) от 15.12.2011 N 472 в части отнесения земельных участков, расположенных в городе Тамбове по улице маршала Малиновского, с кадастровыми номерами: 68:29:0104044:71, 68:29:0104044:69, 68:29:0104044:96, 68:29:0104044:97, 68:29:0104044:98, 68:29:0104044:99, 68:29:0104044:100, 68:29:0104044:101, 68:29:0104044:102, 68:29:0104044:103, 68:29:0104044:104, 68:29:0104044:105, 68:29:0104044:106, 68:29:0104044:107, 68:29:0104044:108, 68:29:0104044:109, 68:29:0104044:110, 68:29:0104044:111, 68:29:0104044:112, 68:29:0104044:113, 68:29:0104044:114, 68:29:0104044:115, 68:29:0104044:116, 68:29:0104044:117, 68:29:0104044:118 к территориальной зоне территории общего пользования "городские леса" (ГЛ), как не соответствующие ст. 36 Конституции РФ, ст.ст. 40, 85 ЗК РФ, ст.ст. 1, 34, 36 Градостроительного кодекса РФ и признании недействующим п. 5 ст. 55 Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 N 472, как несоответствующего ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: администрация г. Тамбова (далее - Администрация), Управление лесами Тамбовской области (Управление), Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова (далее - Комитет).
Решением суда от 24.05.2012 суд признал недействующими Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденные решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 N 472 в части отнесения земельных участков, расположенных в городе Тамбове по улице маршала Малиновского, с кадастровыми номерами: 68:29:0104044:71, 68:29:0104044:69, 68:29:0104044:96, 68:29:0104044:97, 68:29:0104044:98, 68:29:0104044:99, 68:29:0104044:100, 68:29:0104044:101, 68:29:0104044:102, 68:29:0104044:103, 68:29:0104044:104, 68:29:0104044:105, 68:29:0104044:106, 68:29:0104044:107, 68:29:0104044:108, 68:29:0104044:109, 68:29:0104044:110, 68:29:0104044:111, 68:29:0104044:112, 68:29:0104044:113, 68:29:0104044:114, 68:29:0104044:115, 68:29:0104044:116, 68:29:0104044:117, 68:29:0104044:118 к территории общего пользования и не установления градостроительных регламентов для территориальной зоны "городские леса" (ГЛ) как не соответствующие ч. 6 ст. 30, п. 4 ч. 1 ст. 34, ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ст. 40 Земельного кодекса РФ, отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований.
В кассационной жалобе Дума по существу оспаривает решение суда в удовлетворенной части заявленных требований, а в просительной части жалобы просит отменить решение суда в полном объеме. В качестве основания для отмены оспариваемого судебного акта указано на его несоответствие нормам материального права: Гражданского кодекса РФ, Лесного кодекса РФ.
В своей кассационной жалобе Общество просит об изменении решения суда, поскольку он при принятии судебного акта вышел за пределы заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, приведенные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельств о государственной регистрации права заявителям на праве собственности принадлежат земельные участки и находящиеся на них нежилые строения, расположенные по адресу город Тамбов, улица маршала Малиновского, 43:
Предпринимателю - земельные участки с кадастровыми номерами: 68:29:0104044:71, 68:29:0104044: 69 и строение литер Ш;
ООО "Таурус" - земельные участки с кадастровыми номерами: 68:29:0104044:96, 68:29:0104044:97, 68:29:0104044:98, 68:29:0104044:99, 68:29:0104044:100, 68:29:0104044:101, 68:29:0104044:102, 68:29:0104044:103, 68:29:0104044:104, 68:29:0104044:105, 68:29:0104044:106, 68:29:0104044:107, 68:29:0104044:108, 68:29:0104044:109, 68:29:0104044:110, 68:29:0104044:111, 68:29:0104044:112, 68:29:0104044:113, 68:29:0104044:114, 68:29:0104044:115, 68:29:0104044:116, 68:29:0104044:117, 68:29:0104044:118 и строения литер: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, Т, У, Ф, Х, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 18, 19, 21, 22, 23, 24.
Решением Думы от 15.12.2011 N 472, опубликованным в газете "Наш город Тамбов" от 23.12.2011 N 97 (704), утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов (далее - Правила).
Статьей 38 Правил определен состав карт градостроительного зонирования, в том числе карта градостроительного зонирования территории городского округа с фрагментами (Приложение N 1 к Правилам). На карте градостроительного зонирования территории городского округа устанавливаются границы территориальных зон (п. 1 ст. 39 Правил). В перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа - город Тамбов выделены виды территориальных зон согласно перечню, в который входит зона территорий общего пользования (п. 2 ст. 43 Правил). В свою очередь в зону территорий общего пользования входят: парки, набережные, скверы, бульвары, защитная зелень, земли особо охраняемых территорий, а также городские леса (п. 2 ст. 43 Правил).
Как указано в ст. 50 Правил в разделе 4 главы 16 назначение каждой территории зоны носит рекомендательный характер.
Согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа - город Тамбов (приложение N 1 к Правилам), было установлено, что земельные участки, принадлежащие заявителям на праве собственности, включены в зону территорий общего пользования - "городские леса".
В соответствии с п. 5 ст. 55 Правил на городские леса как территории общего пользования градостроительные регламенты не устанавливаются.
Заявители, посчитав в указанной части Правила не соответствующими земельному и градостроительному законодательству, нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку земельные участки, принадлежащие им на праве собственности, оспариваемыми Правилами отнесены в зону территорий общего пользования "городские леса", на которую не распространяются градостроительные регламенты, обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа данных норм права следует, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок разработки и утверждения правил землепользования и застройки установлен ст. 30 - 33 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 32 Градостроительного кодекса РФ Думой были приняты оспариваемые Правила.
Согласно карты градостроительного зонирования территории городского округа - город Тамбов (Приложение N 1 к Правилам) определена территориальная зона - городские леса ГЛ.
Пунктом 5 ст. 55 Правил установлено, что на городские леса как территории общего пользования градостроительные регламенты не устанавливаются. Использование городских лесов за пределами черты населенных пунктов осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ.
Включение земельных участков, принадлежащих заявителям на праве собственности, в зону территорий общего пользования противоречит следующим нормам.
Понятие "территории общего пользования" содержится в п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ согласно которой территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Тот факт, что земельные участки общего пользования не подлежат приватизации, означает, что они являются государственной или муниципальной собственностью, но никак не частной.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (подп. 3 п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
При утверждении оспариваемых Правил ответчиком не были учтены: сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование земельных участков (п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ), фактическое использование объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ); возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 34 и п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ); возможность территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования) (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Отнесение земельных участков, принадлежащих заявителям на праве частной собственности, к городским лесам, включение земельных участков в границы территорий общего пользования противоречит п. 2 ст. 36 Конституции РФ, установившему, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Права собственников на использование земельных участков закреплены и детализированы в ст. 40 Земельного кодекса РФ.
Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Управление лесами Тамбовской области сослалось, что земельные участки, расположенный по адресу город Тамбов, улица маршала Малиновского, 43 к землям лесного фонда не относятся и в реестр федеральной собственности не включены, указав, что указанный на карте градостроительного зонирования участок "городские леса" к лесному фонду не относится.
Предметом заявленных Предпринимателем и Обществом требований было оспаривание Правил в части отнесения принадлежащих им земельных участков на праве собственности в зону территорий общего пользования "городские леса", требование об установлении Думой градостроительных регламентов для территориальной зоны "городские леса" ими не заявлялось, тем самым суд вышел за пределы заявленных требований.
Кроме того, по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (п. 2 ч. 2 ст. 195 АПК РФ).
В нарушение положений ст. 195 АПК РФ, регламентирующих полномочия суда при принятии решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта, решением суда первой инстанции по существу изменено содержание оспоренного нормативного правового акта, что в полномочия суда не входит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.05.2011 по делу N А64-1639/2012 изменить, исключив из его резолютивной части словосочетание: "и не установления градостроительных регламентов для территориальной зоны "городские леса" (ГЛ)".
В остальной части данное решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
...
Предметом заявленных Предпринимателем и Обществом требований было оспаривание Правил в части отнесения принадлежащих им земельных участков на праве собственности в зону территорий общего пользования "городские леса", требование об установлении Думой градостроительных регламентов для территориальной зоны "городские леса" ими не заявлялось, тем самым суд вышел за пределы заявленных требований.
Кроме того, по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (п. 2 ч. 2 ст. 195 АПК РФ).
В нарушение положений ст. 195 АПК РФ, регламентирующих полномочия суда при принятии решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта, решением суда первой инстанции по существу изменено содержание оспоренного нормативного правового акта, что в полномочия суда не входит."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2012 г. N Ф10-2808/12 по делу N А64-1639/2012