г. Калуга |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А36-5087/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Маргеловой Л.М.
Судей: Чаусовой Е.Н., Шуровой Л.Ф.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АГРОФИРМА ТРИО" (ОГРН 1104807000430, 399510, Липецкая область, Долгоруковский район, с. Долгоруково, ул. Советская, д. 12)
Шайденко А.Я. - представителя (доверенность от 17.01.2012 б/н, пост.),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Липецкой области (ОГРН 1044800044222, 399770, Липецкая область, г. Елец, п. Строитель, 19а)
Батищева А.С. - представителя (доверенность от 10.09.2012 N 15),
Сукмановой М.В. - представителя (доверенность от 04.06.2012 N 8, пост.)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.02.2012 (судья Бессонова Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 (судьи Скрынников В.А., Ольшанская Н.А., Протасов А.И.) по делу N А36-5087/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АГРОФИРМА ТРИО" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Липецкой области (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.10.2011 N 12459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.02.2012 требования общества удовлетворены полностью.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года (акт от 04.08.2011 N 12870) Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Липецкой области принято решение от 27.10.2011 N 12459, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 310 782,10 руб., начислены пени в размере 136 359,80 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 3 107 821,00 руб.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении обществом к вычету налога на добавленную стоимость в размере 10 817 505,78 руб по счетам-фактурам, оформленным с нарушением подпунктов 2, 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ. По мнению налогового органа, в счетах-фактурах, представленных для проверки, неверно заполнены строки 2а, 2б ("Продавец" и "Адрес"), а именно: указаны сведения не о фактическом продавце (собственнике товара), а об ООО "Управляющая компания "Агро-Черноземье", которое являлось агентом (договор от 25.10.2010 N 25-10). Налоговый орган также сослался на то, что ООО УК "Агро-Черноземье" применяет упрощенную систему налогообложения, в силу чего не является плательщиком налога.
Решением УФНС России по Липецкой области от 16.12.2011 решение инспекции утверждено.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования налогоплательщика, а суд апелляционной инстанции - оставил принятое по делу решение без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу п.п. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и перевозки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 Налогового кодекса РФ, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 2 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Пунктом 5 ст. 169 НК РФ определен перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя (подп. 2), наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя (подп. 3).
В силу п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
В соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" утверждена форма счета-фактуры, состав ее показателей, а также утверждены правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Применительно к осуществлению посреднической деятельности п. 24 Правил предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам, регистрируют в Книге продаж счета-фактуры, выставленные доверителю, комитенту или принципалу на сумму вознаграждения.
При этом абз. 2 данного пункта Правил установлено, что комитенты (принципалы), реализующие товары (работы, услуги) по договору комиссии (агентскому договору), предусматривающему продажу товаров (работ, услуг) от имени комиссионера (агента), регистрируют в Книге продаж выданные комиссионеру (агенту) счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателю.
Вместе с тем, порядок заполнения показателей счета-фактуры, который составляет комиссионер или агент, приобретающий товары, работы, услуги, имущественные права от своего имени по поручению комитента (принципала) данными Правилами установлен не был.
Суды правомерно не усмотрели оснований для применения Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", которыми установлены правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в том числе, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, так как в период возникновения спорных правоотношений, связанных с оформлением счетов-фактур в 1 квартале 2011 г., оно еще не было принято.
Кроме того, судом учтены разъяснения Минфина РФ от 31.01.2012 N 03-07-15/11 относительно порядка применения данного документа, согласно которым, исходя из того, что вышеназванным постановлением вводятся в действие новые формы счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, тогда как текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 16.01.2012, Минфин РФ полагает возможным применение до начала очередного налогового периода, то есть до 1 апреля 2012 года, новых форм соответствующих документов наряду с формами, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 467-О отражено, что по смыслу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету; требование указанной нормы, согласно которой налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета; названные законоположения не запрещают принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, исчисление и оформление которых соответствует всем необходимым для осуществления налогового контроля требованиям, а потому не могут рассматриваться как ограничивающие конституционные права и свободы налогоплательщиков.
Из взаимосвязанных положений статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что основанием для вычета по налогу на добавленную стоимость является совокупность наступивших обстоятельств: приобретение товара (работ, услуг) для использования в облагаемых операциях, отражение их в учете у налогоплательщика-покупателя и наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры, соответственно, при соблюдении налогоплательщиком предусмотренных налоговым законодательством требований ему не может быть отказано в праве на вычет сумм налога на добавленную стоимость (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 499-О-О).
При этом разрешение споров о праве на налоговый вычет относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
Как установлено судами, обществом в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года в составе налоговых вычетов задекларирована сумма 10 817 506 руб. по счетам-фактурам, выставленным обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Агро-Черноземье".
ООО "Управляющая компания "Агро-Черноземье", действуя как агент в силу агентского договора N 25-10 от 25.10.2010, приняла обязательства по поручению принципала (ООО "АГРОФИРМА ТРИО") за вознаграждение закупать от своего имени, но за счет принципала семена, удобрения, средства защиты растений, корма, ГСМ, автозапчасти, медикаменты. Договором предусмотрено, что с целью исполнения поручения принципала агент заключает договоры купли-продажи, поставки и т.п. с третьими лицами.
Агент (ООО УК "Агро-Черноземье") указывал в выставляемых принципалу счетах-фактурах в строках 2, 2а, 2б, предназначенных для отражения сведений о продавце, свое наименование, свой адрес, свой идентификационный номер налогоплательщика, поскольку в форме счета-фактуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 914, не предусмотрены другие строки для отражения сведений об организации, выставляющей счета-фактуры, подписывали указанные счета-фактуры в соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ руководитель и главный бухгалтер организации - ООО УК "Агро-Черноземье".
Применяя положения ст. 169 НК РФ к установленным фактическим обстоятельствам дела, обе судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для вывода о том, что заполнение спорных счетов-фактур осуществлялось с нарушением установленного порядка, препятствующего принятию заявителем предъявленных сумм налога к вычету.
Судами также учтено, что в строке 3 спорных счетов-фактур были указаны данные о грузоотправителях товара, одновременно выступающих фактическими продавцами товара. Также в спорных счетах-фактурах содержатся данные об объекте сделки, количестве поставляемых товаров, цене товара, а также сумме начисленного налога.
Таким образом, содержание спорных счетов-фактур в совокупности с представленными заявителем при проведении проверки документами позволило налоговому органу установить существо рассматриваемых операций и идентифицировать их участников, в том числе продавцов приобретаемой обществом при посредничестве агента продукции (товаров).
В этой связи у судов отсутствовали основания считать, что налоговый орган был лишен возможности при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.
Исходя из изложенного, а также с учетом того, что реальность рассматриваемых хозяйственных операций налоговым органом не ставится под сомнение, инспекцией не приведено доводов и не представлено доказательств, опровергающих факты приобретения агентом от своего имени у поставщиков по поручению заявителя товаров, передачи данных товаров обществу, принятие их последним к учету, у судов имелись основания для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами налогового законодательства, а выражают лишь несогласие заявителя с оценкой доказательств, приведенной в обжалуемых судебных актах. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку при разрешении указанного спора судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, принятые по делу решение и постановление надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.02.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 по делу N А36-5087/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.М. Маргелова |
Судьи |
Е.Н. Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из взаимосвязанных положений статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что основанием для вычета по налогу на добавленную стоимость является совокупность наступивших обстоятельств: приобретение товара (работ, услуг) для использования в облагаемых операциях, отражение их в учете у налогоплательщика-покупателя и наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры, соответственно, при соблюдении налогоплательщиком предусмотренных налоговым законодательством требований ему не может быть отказано в праве на вычет сумм налога на добавленную стоимость (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 499-О-О).
...
Агент (ООО УК "Агро-Черноземье") указывал в выставляемых принципалу счетах-фактурах в строках 2, 2а, 2б, предназначенных для отражения сведений о продавце, свое наименование, свой адрес, свой идентификационный номер налогоплательщика, поскольку в форме счета-фактуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 914, не предусмотрены другие строки для отражения сведений об организации, выставляющей счета-фактуры, подписывали указанные счета-фактуры в соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ руководитель и главный бухгалтер организации - ООО УК "Агро-Черноземье".
Применяя положения ст. 169 НК РФ к установленным фактическим обстоятельствам дела, обе судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для вывода о том, что заполнение спорных счетов-фактур осуществлялось с нарушением установленного порядка, препятствующего принятию заявителем предъявленных сумм налога к вычету."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 сентября 2012 г. N Ф10-3046/12 по делу N А36-5087/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3046/12
17.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1817/12
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-5087/11
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-5087/11