Дело рассмотрено 03.09.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Смолко С.И. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Степиной Л.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от заявителя - АКБ "Инвестбанк" (ОАО), ОГРН 1023900001070 |
не явились |
от заинтересованного лица - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, ОГРН 1023601570904 от третьего лица - ФГБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757 |
не явились
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2012 (судья Шишкина В.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-639/2012,
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий банк "Инвестбанк" (открытое акционерное общество) (далее - Банк), г. Воронеж, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) об отказе в предоставлении Банку в собственность земельного участка площадью 4576 кв.м, с кадастровым номером 36:34:0607043:2, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Орджоникидзе, 25, изложенного в письме от 26.12.2011 за исх. N 17-10764з, и об обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов Банка путем подготовки и направления в срок не более 5 дней с даты вступления решения в законную силу проекта договора купли - продажи земельного участка в рамках границ и по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (1080303,22 руб.), определенными кадастровой выпиской N 34-121/11-2647 от 15.09.2011 (уточненные требования).
Третьим лицом по делу без самостоятельных требований выступало Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), г. Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012, суд признал незаконным решение Департамента об отказе Банку в предоставлении ему земельного участка в собственность и обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка.
В кассационной жалобе Департамент просит принятые судебные решения отменить, в удовлетворении требований Банка отказать, ссылаясь на неправильное применение судом двух инстанций норм материального права.
В отзыве на жалобу Банк просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решение от 28.03.2012 и постановления от 29.05.2012.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, земельный участок, с требованием о приобретении в собственность которого Банк обратился к Департаменту, принадлежит Банку на праве постоянного (бессрочного) пользования, цель использования - для обслуживания служебных зданий.
17.10.2011 Банк обратился с заявлением к Департаменту о переоформлении права на земельный участок во исполнение п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), по цене, установленной в п. 1 ст. 2 названного Закона.
Письмом от 26.12.2011 за исх. N 17-10764з Департамент отказал Банку в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на то, что представленная кадастровая выписка земельного участка не может быть принята, т.к. содержащиеся в ней сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка актуальны до 01.01.2011, что делает невозможным произвести расчет выкупной стоимости земельного участка.
Ссылаясь на то, что решение Департамента противоречит положениям Закона N 137-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - Приказ N 475), Банк обратился в арбитражный суд с названным выше требованием.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Банка в Департамент) предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ (в реакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Департамент), для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок в соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ, установлен Приказом N 475. Данный Перечень является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию и не предусматривает предъявления дополнительных требований к заявителям.
Пунктом 6 Перечня предусмотрена необходимость представления кадастрового паспорта земельного участка, либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Банком была представлена кадастровая выписка о земельном участке от 15.09.2011 за N 34-121/11-2647.
То есть, Банком выполнены требования законодательства по представлению необходимого пакета документов для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Довод заявителя жалобы о том, что Банком представлен кадастровый паспорт с данными о кадастровой стоимости земельного участка, актуальными до 01.01.2011, был предметом исследования суда двух инстанций, ему дана надлежащая правовая оценка и он по праву отклонен как несостоятельный.
В соответствии со ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) обязанность проведения государственной кадастровой оценки земель возложена на орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, на орган местного самоуправления. При этом орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Распоряжением Правительства Воронежской области от 29.06.2009 N 280-р "О проведении работ по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" утвержден план мероприятий по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области. Данным распоряжением государственным заказчиком работ по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области определен Департамент имущественных и земельных отношений.
Проведение государственной кадастровой оценки завершается внесением результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.11 Закона N 135-ФЗ).
Департаментом не предпринято мер к переоценке государственной кадастровой стоимости земельного участка и не представлено доказательств об изменении сведений об испрашиваемом земельном участке на момент обращения Банка с заявлением о переоформлении прав на земельный участок.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение Департамента не соответствует закону и нарушает право Банка на приобретение земельного участка в собственность.
Оснований для отмены состоявшихся судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 по делу N А14-639/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ (в реакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Департамент), для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок в соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ, установлен Приказом N 475. Данный Перечень является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию и не предусматривает предъявления дополнительных требований к заявителям.
Пунктом 6 Перечня предусмотрена необходимость представления кадастрового паспорта земельного участка, либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
...
В соответствии со ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) обязанность проведения государственной кадастровой оценки земель возложена на орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, на орган местного самоуправления. При этом орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
...
Проведение государственной кадастровой оценки завершается внесением результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.11 Закона N 135-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 сентября 2012 г. N Ф10-2973/12 по делу N А14-639/2012