Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Степиной Л. В. |
Судей: |
|
Ключниковой Н.В. Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
|
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воронеже (394036, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 5а, ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Карт-Воронеж" (394006, г. Воронеж, ул. Кирова, д. 4; 394018, г. Воронеж, ул. Таранченко, д. 29б, ОГРН 1083668042259, ИНН 3664094107) |
|
- Суворина Д.А. - ведущего юрисконсульта (доверенность от 02.07.2012 N 32-ПД) |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.01.2012 (судья Есакова М.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 (судьи Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Донцов П.В.) по делу N А14-7962/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Карт-Воронеж" (далее по тексту - ООО "РН-Карт-Воронеж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воронеже (далее также - Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения Управления от 15.06.2011 N 046/050/109-2011 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.01.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда, не соглашаясь с выводами судов, просит отменить указанные решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом, Пенсионным фондом в период с 09.03.2011 по 06.05.2011 была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, полноты и достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений индивидуального (персонифицированного) учета, результаты которой отражены в акте проверки.
Из акта проверки от 13.05.2011 следует, что в нарушение Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) денежные средства, израсходованные Обществом на оплату организации и проведения празднования Дня работников нефтяной и газовой промышленности в сентябре 2010 года, а также на оплату организации и проведения празднования Нового 2011 года, не были включены в базу для начисления страховых взносов.
В связи с указанным Управление посчитало, что ООО "РН-Карт-Воронеж" была занижена облагаемая база в сумме 86 976, 40 руб. Сумма начисленных на нее страховых взносов составила 20 092 руб., в том числе: - на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации - 17395 руб. и на обязательное медицинское страхование - 2697руб.
Указанные обстоятельства были расценены Управлением как нарушения, которые повлекли за собой представление Обществом в Пенсионный фонд недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год в части неотражения в них сумм страховых взносов, подлежащих начислению и уплате с денежных средств, направленных на организацию и проведение праздничных мероприятий, в отношении сотрудников Общества.
По результатам проведенной проверки Управлением вынесено решение от 15.06.2011 N 046/050/109-2011, в соответствии с которым ООО "РН-Карт-Воронеж" привлечено к ответственности:
- по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 4018, 40 руб.
- по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за предоставление необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования недостоверных индивидуальных сведений за 2010 год, в части неотражения в них сумм страховых взносов, подлежащих начислению и уплате с денежных средств, израсходованных заявителем на организацию и проведение праздничных мероприятий, в виде штрафа в размере 92646,31 руб.
Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 17395 руб., в том числе, на страховую часть - 12283 руб., на накопительную часть - 5112 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 2697 руб., в том числе, в ФФОМС - 957 руб., в ТФОМС - 1740 руб., а также начисленные пени на суммы недоимок на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 486, 81 руб., в том числе на страховую часть - 344, 91 руб., на накопительную часть - 141, 90 руб.; на обязательное медицинское страхование в сумме 75, 49 руб., в том числе в ФФОМС - 26, 79 руб., в ТФОМС - 48, 70 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что спорные выплаты не относятся к системе оплаты труда и не подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов.
Выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 7 этого Закона предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются, в том числе выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из пункта 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ следует, что база для начисления страховых взносов для таких плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
Как установлено судом, в сентябре 2010 года на основании приказа от 30.08.2010 N 95-ОД в ООО "РН-Карт-Воронеж" было проведено праздничное мероприятие, посвященное Дню работника нефтяной и газовой промышленности, в связи с чем, между Обществом и ЗАО "Дорсервис" заключен договор от 26.08.2010 N 10/23 на оказание услуг по проведению указанного мероприятия.
ЗАО "Дорсервис" на основании заключенного договора был выставлен счет от 26.08.2010 N 123 на сумму 37976,40 руб., оплаченный Обществом по платежному поручению от 27.08.2010 N 2045.
На организацию проведения указанного праздничного мероприятия в августе 2010 года согласно расходному кассовому ордеру от 31.08.2010 N 171 под отчет на хозяйственные нужды работнику ООО "РН-Карт-Воронеж" Вартаняну В.А. было выдано 10 000 руб. (авансовый отчет от 12.10.2010 N 108).
Также в декабре 2010 года на основании приказа от 15.12.2010 N 145/1-ОД в Обществе было проведено празднование Нового 2011 года, в связи с чем, между Обществом и ООО "Мастер-Класс" заключен договор на оказание услуг общественного питания от 19.11.2010 N 19-11/10.
ООО "Мастер-Класс" на основании договора был выставлен счет от 14.12.2010 N 13 на сумму 39000 руб., оплаченный Обществом по платежному поручению от 11.12.2010 N 3240.
По мнению Управления денежные средства, израсходованные Обществом на организацию и проведение праздничных корпоративных мероприятий, являются вознаграждением его работников в натуральной форме и должны быть учтены при определении базы, облагаемой страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Суды напротив пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с расходов Общества, связанных с проведением этих мероприятий.
Так, силу пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для таких плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 2 статьи 164 ТК РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.
Премия является способом поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Право работодателя устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок, предусмотрено в статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации (статья 191 ТК РФ).
Суды также исходили из того, что расходы на проведение Обществом праздничных мероприятий не могут быть отнесены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера его работников.
Кроме того, суды приняли во внимание, что произведенные по договорам с ЗАО "Дорсервис" и ООО "Мастер-Класс" перечисления представляют собой оплату услуг сторонних организаций, производимых за счет прибыли Общества, и не являются выплатами в пользу его работников по трудовым (гражданско-правовым) договорам.
Принимая во внимание, что праздничные мероприятия были организованы для всего коллектива сотрудников Общества безотносительно к вкладу каждого сотрудника в работу Общества и ее результаты, суды пришли к выводу, что расходы на проведение этих праздничных мероприятий не могут быть причислены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для доначисления Обществу вышепоименованных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении сумм, затраченных при проведении праздничных мероприятий в 2010 году.
Таким образом, учитывая, что пени в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов, и, принимая во внимание вывод суда об отсутствии оснований для начисления спорных сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что начисление пени на суммы начисленных Пенсионным фондом страховых взносов является неправильным.
При указанных обстоятельствах у Управления также не имелось правовых оснований для привлечения ООО "РН-Карт-Воронеж" к финансовой ответственности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая наличие указанных условий, суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле, и сделаны правильные выводы по делу.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов по настоящему делу не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.01.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 по делу N А14-7962/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 2 статьи 164 ТК РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.
Премия является способом поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Право работодателя устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок, предусмотрено в статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации (статья 191 ТК РФ).
...
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для доначисления Обществу вышепоименованных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении сумм, затраченных при проведении праздничных мероприятий в 2010 году.
Таким образом, учитывая, что пени в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов, и, принимая во внимание вывод суда об отсутствии оснований для начисления спорных сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что начисление пени на суммы начисленных Пенсионным фондом страховых взносов является неправильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 августа 2012 г. N Ф10-2623/12 по делу N А14-7962/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16167/12
21.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16167/12
29.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2623/12
04.04.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1151/12