Дело рассмотрено 03.09.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Смолко С.И. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Степиной Л.В. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от заявителя - Глава КФХ Афанасьев В.В., ОГРНИП 311481623600022 |
не явились |
от заинтересованного лица - Администрации Хлевенского района Липецкой области, ОГРН 1024800633593 |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьева Виктора Васильевича, Липецкая обл., с. Хлевное, на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.02.2012 (судья Щедухина Т.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 (судьи Сергуткина В.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-4687/2011,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьев Виктор Васильевич обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением признании незаконным бездействия Администрации Хлевенского муниципального района (далее - Администрация) и об обязании Администрации принять решение о предоставлении земельного участка главе КФХ Афанасьеву В.В. в аренду для осуществления деятельности КФХ.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.02.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012, в удовлетворении заявления главы КФХ Афанасьева В.В. отказано.
В кассационной жалобе Афанасьев В.В. просит принятые судебные решения отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 24.08.2011 в ЕГРИП внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Афанасьев В.В.
30.09.2011 Афанасьев В.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 150 га для выращивания зерновых, зернобобовых и технических культур, разведения свиней, сроком на 20 лет, представив копию свидетельства о государственной регистрации КФХ и кадастровый паспорт от 08.04.2010 N 4817/201/10-1341 на земельный участок площадью 3606460 кв.м с кадастровым номером N 48:17:0830109:88.
Письмом от 26.10.2011 за N 250 Администрация отказала Афанасьеву В.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то что земельный участок площадью 150 га не прошел государственный кадастровый учет, в реестре земель фонда перераспределения не значится.
Ссылаясь на неполучение от Администрации ответа на свое заявление о предоставлении земельного участка в аренду, глава КФХ Афанасьев В.В. обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Администрации не усматривается, так как ответ Афанасьеву В.В. был подготовлен, но не направлен из-за отсутствия в представленных документах адреса заявителя; земельный участок площадью 150 га не может быть предоставлен Афанасьеву В.В. в аренду, так как такого участка не существует - он не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или акта органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 АПК РФ).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 12 названного Закона, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Таким образом, законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Заключение договора аренды земельного участка возможно после проведения оговоренных выше процедур, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка.
Как видно из материалов дела, из земельного участка площадью 3606460 кв.м с кадастровым номером 48:17:0830109:66 были сформированы земельные участки площадью 1022218 кв.м с кадастровым номером 48:17:0830109:1169 (поставлен на кадастровый учет 23.12.2010) и площадью 1047190 кв.м с кадастровым номером 48:17:0830109:1170 (поставлен на кадастровый учет 23.12.2010). Земельного участка площадью 150 га сформировано не было и на кадастровом учете такой участок не значится.
Несформированный земельный участок не может быть объектом гражданских прав, а, значит, не может быть предоставлен в аренду.
Довод заявителя жалобы о том, что после выделения из земельного участка площадью 3606460 кв.м двух земельных участков площадью 1022218 кв.м и 1047190 кв.м оставшийся земельный участок площадью 1537052 кв.м оказался сформированным и орган местного самоуправления в течение 14 дней должен был принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, несостоятелен. Как указано выше, испрашиваемый земельный участок не сформирован, кадастровый номер ему не присвоен.
При таких обстоятельствах суд по праву не признал отказ Администрации в предоставлении главе КФХ Афанасьеву В.В. земельного участка в аренду незаконным и по праву отказал Афанасьеву В.В. в удовлетворении его требований.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.02.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по делу N А36-4687/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 12 названного Закона, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 сентября 2012 г. N Ф10-2980/12 по делу N А36-4687/2011