Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей: |
Чаусовой Е.Н. |
|
Шуровой Л.Ф. |
при участии в заседании: от ООО "Патронус" 121351, г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 57, оф.433 ОГРН 1097746810831
от Брянской таможни 241050, г. Брянск, ул. Крахмалева д. 41 ОГРН 1023202738558 |
Ампилогова И.В. - представитель, дов. от 08.96.11 г. б/н
Гузь И.В. - представитель, дов. от 30.12.11 г. N 03-62/02, Соприко С.Е. - представитель, дов. от 30.12.11 г. N 03-62/38 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.12 г. (судья В.А. Мишакин) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.12 г. (судьи В.Н. Стаханова, А.Г. Дорошкова, Г.Д. Игнашина) по делу N А09-7442/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Патронус" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Брянской таможне (далее - Таможня) о признании недействительными решений от 10.09.11 г. о корректировке таможенной стоимости товара, от 19.09.11 г. о принятии окончательной таможенной стоимости товара по ДТ N 10102032/070711/0010824, требования об уплате таможенных платежей от 29.09.11 г. N 90 в части платежей, начисленных по ДТ N 10102032/070711/0010824, и обязании устранить допущенные нарушения прав Общества путем принятия таможенной стоимости товара по первому методу - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Арбитражным судом Брянской области в одном производство в рамках настоящего дела объединены еще 14 дел по аналогичным требованиям Общества по другим декларациям на товары (ДТ), ввезенным на таможенную территорию РФ в рамках одного контракта.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.01.12 г. заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.05.12 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Таможни - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В подготовительной части судебного заседания судом кассационной инстанции отклонено ходатайство представителей Таможни о принятии к рассмотрению дополнений к кассационной жалобе и дополнительных доказательств, не представлявшихся в суды первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, на основании внешнеторгового контракта от 01.09.10 г. N 0002010998700109, заключенного между Обществом (Покупатель) и компанией Balterio s.r.o., Чешская Республика (Продавец), Общество ввезло на таможенную территорию таможенного союза товар - плиты древесноволокнистые (MDF) сухого прессования код ТН ВЭД 4411130000 согласно спецификациям и инвойсам, плиты древесноволокнистые (MDF), профили, код ТН ВЭД 4411140000, пластиковые изделия для крепежа плинтусов, код ТН ВЭД 3926909808, изготовитель "BALTERIO S.R.O.". Отправителем товара является фирма BALTERIO S.R.O., 76001, Злин Руми, 1598, Чешская Республика.
С целью таможенного оформления Общество в период с 20.06.11 г. по 02.08.11 г. подало в Таможню пятнадцать ДТ на товар - плиты древесноволокнистые (HDF) сухого прессования, плотностью более 0,85 г./куб.см, код ОКП 536740, изготовитель: "BALTERIO S.R.O.", товарный знак: BALTERIO.
В графе 10 указанных ДТ декларантом указана страна происхождения товара - Чешская Республика (CZ), в графе 34 - проставлен код, соответствующий стране - Чешской Республике.
Общество определило таможенную стоимость товаров в соответствии с первым методом определения таможенной стоимости товаров - по цене сделки с ввозимыми товарами, представив в таможенный орган комплект документов согласно приложению N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.10 г. N 376 (далее - Порядок).
В обоснование таможенной стоимости ввозимых товаров Общество представило в Таможню все необходимые документы в соответствии с выбранным таможенным режимом, а именно - внешнеторговый контракт от 01.09.10 г. N 0002010998700109 с приложениями к нему, инвойсы, прайс-лист завода-изготовителя с переводом, заверенный в ТПП Чешской Республики с присвоением номера, упаковочные листы к инвойсам, паспорт сделки от 10.09.10 г. N 10090015/2913/0000/2/0, декларация о соответствии N Д-С2.ПБ05.В.01639, выданная органом по сертификации "ПОЖПОЛИСЕРТ" АНО по сертификации "ЭЛЕКТРОСЕРТ", на серийный выпуск полов ламинированных марок "BALTERIO", by BALTERIO, изготовителем "BALTERIO s.r.o." Чешская Республика, спецификации, сертификаты происхождения, CMR, экспортные декларации страны вывоза, пояснения по условиям продаж, которые могли повлиять на цену сделки (по форме), пояснения о влияющих на цену физически характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров.
Таможенная стоимость товара определена Обществом по методу стоимости сделки с ввозимым товаром", о чем свидетельствует поданные декларации таможенной стоимости по форме ДТС-1.
Таможней выставлены требования по всем ДТ, в которых указывалось, что в соответствии с ст. 58 ТК ТС необходимо внести изменения в гр. 34, 16 ДТ (изменить страну происхождения товара с CZ (Чешская Республика) на ВЕ (Бельгия).
Указанные требования о внесении изменений по стране происхождения товаров с Чешской Республики на Бельгию были выполнены.
В результате проведенного анализа всей совокупности сведений и вышеперечисленных документов Таможня приняла решения об уточнении таможенной стоимости товара и формализовало его в поле "для отметок таможенного органа" формы ДТС-1 в виде записи "дополнительная проверка".
По вышеуказанным ДТ Таможней приняты решения о проведении дополнительной проверке, содержащие перечень дополнительных документов, необходимых для обоснования заявленной таможенной стоимости.
Во исполнение запросов Общество представило ряд дополнительных документов и обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости. Товар выпущен под обеспечение в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Кроме того, Общество представило дополнительные документы и сведения, а именно: письмо BALTERIO S.R.O. N 78, письмо N 90 HOSPODARSKA KOMORA CESKE REPUBLIKY (ТПП Республики Чехия), письмо UAB "DATAS" N 135, письмо BALTERIO S.R.O. N 133 и ответ UAB "Auto Linia", акт сверки взаимных расчетов по контракту за период с 01.09.10 г. по 01.09.11 г.
Таможня, посчитав применение Обществом первого метода определения таможенной стоимости товара неправомерным, принял решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорным декларациям.
Общество не согласилось определить таможенную стоимость ввезенных товаров с применением шестого метода, в связи с чем таможня оформила декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2; таможенная стоимость ввезенных Обществом товаров определена по резервному методу с использованием ценовой информации, имеющейся у Таможни.
В результате произведенной корректировки таможенной стоимости товаров Обществу доначислены таможенные платежи и выставлены требования об уплате таможенных платежей.
Удовлетворяя заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу п. 1, 3 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных указанным Кодексом, - таможенным органом.
Согласно ст. 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2); заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 4).
Единые правила определения таможенной стоимости товаров, заявленных к таможенному оформлению после 30.06.10 г., установлены Соглашением от 25.01.08 г.
Статьей 2 Соглашения предусмотрено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения (п. 1); таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.) (п. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (п. 2 ст. 4 Соглашения).
Подпунктом 12 п. 1 ст. 183 ТК ТС установлено, что декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости товаров.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.10 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров"
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, установлен приложением N 1 к названному Порядку.
На основании ст. 66 ТК ТС таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля имеет право на осуществление контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, в соответствии со ст. 67 данного Кодекса, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров или решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно п. 1 ст. 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы (п. 3 ст. 69 ТК ТС).
Таможня пришла к выводу, что Обществом не предоставлены документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость и приняла оспариваемые решения о корректировке таможенный стоимости по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости. По мнению Таможни, применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами невозможно ввиду недостаточного документального подтверждения заявленной Обществом стоимости товара.
Оценивая доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о недоказанности Таможней соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам Таможни, которые заявлялись в обоснование невозможности определения таможенной стоимости спорных товаров по заявленному Обществом методу (по цене сделки) - о том, что Общество представлены не все документы, дополнительно запрошенные Таможней; о том, что имелись противоречия в заявленной стране происхождения товаров и нанесенной на упаковках маркировке; о несоответствии указанных Обществом условий поставки (DDU-Брянск), отраженных в графе 3 CMR, местам доставки или разгрузки спорных товаров; о том, что спорный товар, приобретенный у Общества третьими лицами, впоследствии реализовывался ими как произведенный в Бельгии, а не в Чехии. Оценивая доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, руководствуясь при этом разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 26.07.05 г. N 29, суды первой и апелляционной инстанций правомерно расценили доводы Таможни, как необоснованные.
Повторение Таможней тех же доводов в кассационной жалобе свидетельствует не о неправильном применении судами норм материального права, а направлено на переоценку доказательств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что изложенные в кассационной жалобе Таможни доводы не могут рассматриваться как основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 30 января 2012 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2012 года по делу N А09-7442/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Брянской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н. Ермаков |
Судьи |
Е.Н. Чаусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы (п. 3 ст. 69 ТК ТС).
...
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам Таможни, которые заявлялись в обоснование невозможности определения таможенной стоимости спорных товаров по заявленному Обществом методу (по цене сделки) - о том, что Общество представлены не все документы, дополнительно запрошенные Таможней; о том, что имелись противоречия в заявленной стране происхождения товаров и нанесенной на упаковках маркировке; о несоответствии указанных Обществом условий поставки (DDU-Брянск), отраженных в графе 3 CMR, местам доставки или разгрузки спорных товаров; о том, что спорный товар, приобретенный у Общества третьими лицами, впоследствии реализовывался ими как произведенный в Бельгии, а не в Чехии. Оценивая доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, руководствуясь при этом разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 26.07.05 г. N 29, суды первой и апелляционной инстанций правомерно расценили доводы Таможни, как необоснованные."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 сентября 2012 г. N Ф10-3094/12 по делу N А09-7442/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2012 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-7442/11
25.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3094/12
05.05.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1236/12
31.01.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7442/11