Резолютивная часть постановления оглашена 17.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объёме 24.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Нарусова М.М. |
судей: |
Леоновой Л.В. |
|
Маненкова А.Н. |
при участии в заседании: |
|
от истца Комитет по управлению имуществом Тамбовской области |
Суслиной Н.Ю., представитель (дов. N 04-07д от 20.08.2012) |
от ответчиков Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области
Администрация города Тамбова
от третьего лица ТОГУК "Тамбовский областной краеведческий музей" |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.03.2012 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 года по делу N А64-1305/2012,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации города Тамбова, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на Здание-памятник "Дом политического просвещения", инвентарный N 13979, кадастровый N 68:29:01 01 022:13979/329:1000, Литера А,а,a1, общая площадь 3203.7 кв.м., расположенное по адресу: ул. Державинская, 3, г. Тамбов, Тамбовская область.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры "Тамбовский областной краеведческий музей".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.03.2012 (судья Белоусов И.И.) оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 (судьи Поротиков А.И., Шеин А.Е., Владимирова Г.В.), исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании, представитель истца, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
Ответчики и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно решению Исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов Тамбовской области от 03.11.1989 N 293 "О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Тамбовской области" на государственную охрану, в числе других, принят памятник архитектуры местного значения - "Дом политического просвещения", здание по адресу: г. Тамбов, ул. Державинская 3.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 29.10.2003 N 643 "Об утверждении перечня объектов государственной собственности Тамбовской области, не подлежащих отчуждению", спорное здание включено в перечень объектов государственной собственности Тамбовской области, не подлежащих отчуждению.
Согласно постановлению Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 N 725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" спорное здание внесено в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Объект учитывается в Реестре государственной собственности Тамбовской области как здание - памятник "Дом политического просвещения" с реестровым номером N 06800158.
На основании Постановления администрации области от 22.03.2004 N 191 "О закреплении на праве оперативного управления объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения за государственным учреждением "Инспекция историко-культурного наследия Тамбовской области" указанный объект передан в оперативное управление государственного учреждения "Инспекция историко-культурного наследия Тамбовской области" (в настоящее время ТОГУК "Центр историко-культурного наследия Тамбовской области").
Правомерность принятия администрацией Тамбовской области постановления N 191 от 22.03.2004 подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.04.2005 по делу N А64-2197/04-10, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 30.08.2005. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ отказано о пересмотре этих судебных актов в порядке надзора.
Согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации Тамбовской области от 14.11.2006 N 1273 ТОГУК "Центр историко-культурного наследия Тамбовской области" является областным государственным учреждением, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры, в области сохранения, использования и популяризации объектов историко-культурного наследия. В соответствии с ст. 24 Закона Тамбовской области от 27.10.2004 N 241-з "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области" в оперативное управление областного государственного учреждения может быть передано только областное имущество, которое соответствует цели, предмету и видам деятельности учреждения.
В дальнейшем на основании приказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 07.10.2009 г. N 559, спорное здание изъято из оперативного управления Тамбовского областного государственного учреждения культуры "Центр по сохранению историко-культурного наследия Тамбовской области" и актом приема-передачи от 15.10.2009 передано в оперативное управление Тамбовского областного государственного учреждения культуры "Тамбовский областной краеведческий музей".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.01.2009 земельный участок, на котором расположено спорное здание, предоставлен Тамбовскому областному государственному учреждению культуры "Тамбовский областной краеведческий музей" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Ссылаясь на невозможность государственной регистрации права собственности на спорный объект в установленном законом порядке, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций исследовав представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований ввиду следующих обстоятельств.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8 "О не которых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестры или перечни, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 1 названного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
На основании пункта 3 раздела 1 приложения N 1 к указанному постановлению исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности общероссийского значения.
Спорное здание в соответствии с Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 N 725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" признано памятником истории и культуры регионального значения, то есть не относится к объектам, указанным в Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства того, что в период разграничения государственной собственности спорный объект находился в ведении предприятий, учреждений или иных организаций, относящихся к федеральной собственности.
Согласно выписке из реестра государственного имущества Тамбовской области данное здание является собственностью Тамбовской области и в настоящее время находится в оперативном управлении Тамбовского областного государственного учреждения культуры "Тамбовский областной краеведческий музей".
В связи с чем, поскольку спорный объект состоял и состоит на балансе областного учреждения и из владения области не выбывал, то и включен он в состав областной собственности на законных основаниях.
Учитывая изложенное, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорное здание.
Доводы кассатора не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.03.2012 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 года по делу N А64-1305/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8 "О не которых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестры или перечни, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 1 названного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
На основании пункта 3 раздела 1 приложения N 1 к указанному постановлению исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности общероссийского значения.
Спорное здание в соответствии с Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 N 725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" признано памятником истории и культуры регионального значения, то есть не относится к объектам, указанным в Приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2012 г. N Ф10-3406/12 по делу N А64-1305/2012