Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Смолко С.И. |
Судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
|
|
при участии в заседании: |
|
|
|
от заявителя - прокурора Тульской области, г. Тула |
Ермаченкова С.А. - представитель, поручение от 03.09.2012 N 8/02-12 |
от заинтересованного лица - Собрания депутатов МО г. Новомосковск Новомосковского района, ОГРН 1057101615340 |
Ефанов К.В. - представитель, дов. от 11.05.2012 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск Новомосковского района на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2012 (судьи Андреева Е.В., Косоухова С.В., Рыжикова Н.А.) по делу N А68-2888/12,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тульской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района Тульской области (далее - Собрание депутатов) от 31.07.2007 N 29-6 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2012 требование прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Собрание депутатов (представитель Собрания депутатов подтвердил, что кассационная жалоба подана Собранием депутатов, а не Администрацией МО г. Новомосковск) просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на жалобу прокуратура просит оставить судебное решение без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель прокуратуры поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением Собрания депутатов от 31.07.2007 N 29-6 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района" утверждены объемы образующихся твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для жилого фонда, предприятий торговли, медицинских учреждений, административных и научных учреждений, дошкольных и образовательных учреждений, предприятий бытового обслуживания населения, культурно-спортивных и развлекательных учреждений, гаражей, автостоянок, АЗС в муниципальном образовании город Новомосковск Новомосковского района.
Решение было опубликовано в газете "Новомосковская правда" от 10.08.2007.
20.12.2011 Тульским природоохранным прокурором в адрес Собрания депутатов принесен протест об отмене названного решения.
Решением Собрания депутатов от 25.01.2012 N 66-16 протест прокурора отклонен.
Полагая, что решение Собрания депутатов от 31.07.2007 N 29-6 противоречит нормам действующего законодательства, прокурор Тульской области обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.
Частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно статье 1 Закона об отходах норматив образования отходов представляет собой установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Из Приложения к оспариваемому решению видно, что Собранием депутатов установлены объемы образующихся твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в виде среднегодового количества отходов потребления на единицу измерения (один квадратный метр для предприятий торговли, один сотрудник для учреждений, одно койко-место для больницы и другие показатели). Следовательно, указанные нормы подпадают под понятие нормативов образования отходов, данное в Законе об отходах.
Пунктами 3, 4 статьи 18 Закона об отходах предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, к которым согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ относятся нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 1 статьи 7 Закона N 7-ФЗ, пунктом 1 статьи 8 Закона об отходах, пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, согласно которым к вопросам местного значения городских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Собрания депутатов, установившее нормы накопления твердых бытовых отходов для населения и предприятий муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, и затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, в процессе осуществления деятельности которых образуются отходы, так как устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления деятельности и объемов произведенной продукции.
Поэтому суд по праву удовлетворил заявление прокурора.
Все доводы заявителя жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2012 по делу N А68-2888/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 6 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, к которым согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ относятся нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 1 статьи 7 Закона N 7-ФЗ, пунктом 1 статьи 8 Закона об отходах, пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, согласно которым к вопросам местного значения городских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 сентября 2012 г. N Ф10-3459/12 по делу N А68-2888/2012