Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объёме 27.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Нарусова М.М. |
судей: |
Киселевой О.В. |
|
Леоновой Л.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области |
Представитель не явился, извещен надлежаще |
от ответчиков Комитет по управлению имуществом Курской области
Администрация города Льгова
от третьего лица Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Льговский" |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, г. Курск, на решение Арбитражного суда Курской области от 07.06.2012 по делу N А35-10657/2011,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области обратилось в Арбитражный суд Курской области с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к Комитету по управлению имуществом Курской области, Администрации города Льгова о признании права, федеральной собственности на нежилые помещения: помещение I подвал; помещение II-комнаты N N 1-9, 18, 19, 20, 21), общей площадью в административном здании литера А, а1, а2, общей площадью 134,1 кв.м., расположенном по адресу: Курская область, г. Льгов, Красная площадь, 9а.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.06.2012 (судья Курятина А.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вынесенное по делу решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание истец, ответчики и третье лицо не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных сторон в порядке, предусмотренном ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судами первой инстанцией и усматривается из материалов дела, Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 06.04.2000 N 02-01-08/270 за отделом вневедомственной охраны при ОВД Льговского района Курской области, в последующем переименованным в отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Льговский", был закреплен на праве оперативного управления имущественный комплекс по адресу: Курская область, г. Льгов, Красная площадь, 9а, в том числе, административное здание (контора) площадью 111,5 кв.м., право оперативного управления на которое зарегистрировано в ЕГРП в 2003 году. Здание имело площадь 202,2 кв.м., что подтверждается представленным техническим паспортом, составленным по данным технической инвентаризации 1978 года. Постановлением Главы города Льгова Курской области от 20.08.2007 N 688, с учетом внесенных в него постановлением от 17.01.2008 N 20 изменений, руководству отдела вневедомственной охраны разрешено выполнение проектных работ на капитальный ремонт здания отдела по адресу: Курская область, г. Льгов, Красная площадь, 9а.
Не получив соответствующего разрешения отделом вневедомственной охраны проведена реконструкция объекта недвижимости - административного здания.
Согласно техническому паспорту, составленному по результатам проведенной в 2007 году ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" технической инвентаризации, административное здание литера А имеет пристройки а1, а2, общую площадь 225,6 кв.м, состоит из трех помещений, два из которых (I-подвал и II, состоящее из комнат N N 19, 18, 19, 20, 21 общей площадью 134,1 кв.м) занимает ОВО УМВД России "Льговский".
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области от 03.03.2010 N 01-01-03/78 в реестр федерального имущества внесены следующие сведения о спорном объекте: административное здание, литеры А, а, а1, а2, расположенное по адресу: Курская область, г. Льгов, Красная площадь, 9а, 2007 года постройки, общей площадью 134,1 кв.м.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области от 20.04.2010 N 01-01-03/162 в распоряжение от 03.03.2010 N 01-01-03/78 внесены изменения в части технических характеристик объекта, а именно: административное здание "литера А, а1, а2", год постройки "до 1917".
На основании распоряжения Территориального управления, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области от 01.10.2010 N 01-01-03/415, внесшего изменения в распоряжение от 20.04.2010 N 01-01-03/162, в реестр федерального имущества были внесены сведения об объектах недвижимого имущества - нежилых помещениях, расположенных в административном здании (помещение I - подвал; помещение II - комнаты NN 1-9, 18-21), литеры А, а1, а2 по адресу: Курская область, г. Льгов, Красная площадь, 9а, являющихся федеральной собственностью и находящихся в оперативном управлении у отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Льговский".
В 2011 году отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Льговский" обратился в Администрацию города Льгова с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вновь образованных объектов, ссылаясь на капитальный ремонт административного здания.
Письмом от 17.06.2011 N 2184 Администрацией города Льгова заявителю было отказано в выдаче разрешения ввиду того, что отделом вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Льговский" произведен комплекс строительно-монтажных работ, связанных с изменением количества и качества помещений, строительного объема и общей площади здания (увеличение на 33,02 кв.м), что было признано реконструкцией здания, а не его капитальным ремонтом.
Ссылаясь на невозможность государственной регистрации права собственности на самовольно возведенные строения в установленном законом порядке (22.04.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области было отказано в государственной регистрации права на нежилые помещения I, II в административном здании), истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению).
По мнению кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно представленной в материалы дела копии свидетельства о государственной регистрации права от 07.03.2003 за отделом вневедомственной охраны зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по адресу: Курская область, г. Льгов, Красная площадь, д. 9-а, площадью 764 кв.м.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что наличие права на земельный участок, на котором расположены спорные объекты недвижимого имущества, не является безусловным основанием для признания права собственности на самовольную постройку.
В пункте 26 Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2009 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление) разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ следует читать как "от 29.04.2010 г."
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 28 Постановления положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Как следует из материалов дела, без получения соответствующего разрешения отделом вневедомственной охраны была произведена реконструкция административного здания, под которой согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В результате реконструкции административного здания по адресу: Курская область, г. Льгов, Красная площадь, 9а, увеличена площадь основного строения в целом.
С целью определения соответствия существующего объекта недвижимости - административного здания с подвалом и пристройками, расположенного по адресу: Курская область, г. Льгов, Красная площадь, 9а, требованиям строительно-технических норм и правил, в рамках настоящего дела проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
По результатам исследования спорного объекта экспертом сделан следующий вывод: "расположение административного здания литера А с подвалом и пристройками а, а1, а2 относительно гаража литера Г не соответствует требованиям пункта 1 обязательного приложения 1* к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункту 11 статьи 69 "Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями" главы 16 раздела II "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., т.к. расстояние между стеной пристройки литера а2 и стеной гаража литера Г составляет 2,42 м".
Поскольку экспертом, проводившим экспертизу, подтвержден тот факт, что реконструированный объект в целом не соответствует требованиям пожарной безопасности, так как расстояние между административным зданием и зданием гаража литера Г (здания III степени огнестойкости) согласно СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" должно составлять 8 м, а согласно гл. 15 СП 42.13330.2011 "Противопожарные требования" - не менее 12 м.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты создают угрозу жизни и здоровью граждан, осуществляющих трудовую деятельность в данных помещениях, поэтому доводы представителя ОВО УМВД России "Льговский" об оборудовании здания средствами пожаротушения не принимаются судом во внимание, как не влияющие на результаты рассмотрения дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Курской области нельзя признать законными и обоснованными.
Доводы кассатора не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 07.06.2012 по делу N А35-10657/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, без получения соответствующего разрешения отделом вневедомственной охраны была произведена реконструкция административного здания, под которой согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
...
По результатам исследования спорного объекта экспертом сделан следующий вывод: "расположение административного здания литера А с подвалом и пристройками а, а1, а2 относительно гаража литера Г не соответствует требованиям пункта 1 обязательного приложения 1* к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункту 11 статьи 69 "Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями" главы 16 раздела II "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., т.к. расстояние между стеной пристройки литера а2 и стеной гаража литера Г составляет 2,42 м".
Поскольку экспертом, проводившим экспертизу, подтвержден тот факт, что реконструированный объект в целом не соответствует требованиям пожарной безопасности, так как расстояние между административным зданием и зданием гаража литера Г (здания III степени огнестойкости) согласно СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" должно составлять 8 м, а согласно гл. 15 СП 42.13330.2011 "Противопожарные требования" - не менее 12 м."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 сентября 2012 г. N Ф10-3589/12 по делу N А35-10657/2011