Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Панченко С.Ю. |
|
Шелудяева В.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Мастер" (ОГРН 1023202140598, г. Брянск, ул. Кромская, 50, 241035) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (ОГРН 1093254008858, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 35, 241050) от третьих лиц: Брянской городской администрации (г. Брянск, пр-т Ленина, д. 35, 241050)
муниципального унитарного предприятия "Сервисбаза" (г. Брянск, ул. Кромская, 50, 241035) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2012 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 (судьи Стаханова В.Н., Дорошкова А.Г., Игнашина Г.Д.) по делу N А09-9706/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению имущественных отношений Брянской городской администрации (далее - Управление) о признании незаконными действий Управления по отказу в реализации преимущественного права ООО "Мастер" на приобретение за плату арендуемого нежилого помещения в здании склада общей площадью 277,8 кв.м (бывший квашпункт), расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Кромская д. 50, выраженному в письме от 08.11.2011 N 29.09-8567, и обязании Управления в десятидневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Мастер" в соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 19.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2012 решение суда от 19.03.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между Обществом (Арендатор) и МУП "Сервисбаза" (Арендодатель) заключен договор 30.12.2005 N 4/06, согласно которому Арендодатель представляет, а Арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50 (бывший квашпункт), сроком с 01.01.2006 по 30.12.2006.
Между Обществом (Арендатор) и Комитетом по управлению собственностью г. Брянска (Арендодатель), правопреемником которого в соответствии с решением Брянского горсовета от 07.08.2009 N 95 (т.2, л.д.53-54) является Управление, заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Брянска от 27.03.2006 N 520Б2006, согласно которому Арендодатель представляет, а Арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50 (бывший квашпункт), сроком с 01.03.2006 по 30.12.2006.
Дополнительным соглашением от 25.12.2006 срок указанного договора продлен до 29.12.2007.
В соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 18.12.2007 N 2800-п (т.2, л.д.4) муниципальным предприятиям г. Брянска поручено с 01.01.2008 заключать договоры аренды нежилых помещений, находящихся в их хозяйственном ведении (на балансе).
1 января 2008 года между Обществом (Арендатор) и МУП "Сервисбаза" (арендодатель) заключен договор N 41/08, по условиям которого арендодатель представляет, а арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50 (бывший квашпункт), сроком с 01.01.2008 по 30.12.2008.
В дальнейшем между Обществом (арендатор) и МУП "Сервисбаза" (арендодатель) заключен договор аренды объекта нежилого фонда г. Брянска от 01.01.2009 N 64/09, согласно которому арендодатель представляет, а арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50 (бывший квашпункт N 1), сроком с 01.01.2009 по 30.12.2009.
30 сентября 2011 года между Обществом (арендатор) и МУП "Сервисбаза" (арендодатель) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Брянска N 64/11, согласно которому арендодатель представляет, а арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект муниципального нежилого фонда: нежилое помещение, расположенное в здании склада (бывший квашпункт) по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50, сроком с 01.01.2011 по 30.12.2011.
25 октября 2011 года Общество обратилось в Управление с заявлением о выкупе арендуемых нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50, площадью 273,7 кв.м и 80,0 кв.м.
Согласно распоряжению Управления от 27.12.2011 N 1132-р "О внесении изменений в учет объекта недвижимости - склада (бывший квашпункт N 1), расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Кромская 50", в реестр муниципальной собственности города Брянска по указанному объекту внесены изменения: вместо записи "объект недвижимости - склад (бывший квашпункт N 1) общей площадью 273,7 кв.м (реестровый номер 5495) читать: "объект недвижимости - склад (бывший квашпункт N 1) общей площадью 277,8 кв.м".
Письмом от 08.11.2011 Управление отказало Обществу в выкупе арендуемых им помещений, сославшись на нахождение испрашиваемого имущества в хозяйственном ведении МУП "Сервисбаза".
Посчитав отказ незаконным, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Закон N 159-ФЗ предоставляет арендатору преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении ряда условий, указанных в Законе.
Из ст. 3 Закона N 159-ФЗ усматривается, что воспользоваться преимущественным правом на приватизацию субъект малого и среднего предпринимательства сможет только при выполнении следующих четырех условий:
1) арендуемое имущество должно находиться во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно не менее трех лет до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ в соответствии с договором (договорами) аренды такого имущества;
2) арендная плата перечислялась в течение всего срока, указанного в пункте 1 названной статьи, надлежащим образом;
3) площадь арендуемых помещений не должна превышать установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В переходных положениях Закона N 159-ФЗ (статья 9) установлено, что если до 1 января 2009 года субъекты Российской Федерации не воспользуются предоставленным правом и не установят предельные значения, то во внимание будут приниматься предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации. До 1 января 2009 года Правительство Российской Федерации устанавливает указанные предельные значения и срок рассрочки.
Предусмотренный статьей 4 Закона N 159-ФЗ порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества обязывает органы местного самоуправления учитывать интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям.
Соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к лицу, обладающему преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по нормам Закона N 159-ФЗ, Управлением не оспорено.
Нахождение спорного имущества (госрегистрация) у МУП "Сервисбаза" на праве хозяйственного ведения на момент обращения Общества к Управлению о его приватизации, ничем не подтверждено.
Довод Управления о том, что спорный объект является муниципальным имуществом и учтен в реестре муниципальной собственности г. Брянска на основании распоряжения Комитета по управлению собственностью г. Брянска лишь в 2008 году, что исключает преимущественное право на его выкуп исходя из положений Закона N 159-ФЗ, правомерно отклонен судом, так как основан на неправильном толковании норм Закона N 159-ФЗ.
Здание N 50 по ул. Кромской в г. Брянске внесено в реестр муниципальной собственности, сдавалось в аренду именно как такой объект, а поэтому утверждение заявителя кассационной жалобы, что оно построено самовольно, является голословным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу N А09-9706/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.Ю. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В переходных положениях Закона N 159-ФЗ (статья 9) установлено, что если до 1 января 2009 года субъекты Российской Федерации не воспользуются предоставленным правом и не установят предельные значения, то во внимание будут приниматься предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации. До 1 января 2009 года Правительство Российской Федерации устанавливает указанные предельные значения и срок рассрочки.
Предусмотренный статьей 4 Закона N 159-ФЗ порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества обязывает органы местного самоуправления учитывать интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям.
Соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к лицу, обладающему преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по нормам Закона N 159-ФЗ, Управлением не оспорено.
...
Довод Управления о том, что спорный объект является муниципальным имуществом и учтен в реестре муниципальной собственности г. Брянска на основании распоряжения Комитета по управлению собственностью г. Брянска лишь в 2008 году, что исключает преимущественное право на его выкуп исходя из положений Закона N 159-ФЗ, правомерно отклонен судом, так как основан на неправильном толковании норм Закона N 159-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 сентября 2012 г. N Ф10-3228/12 по делу N А09-9706/2011