г. Тула |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А09-9706/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 19 марта 2012 года по делу N А09-9706/2011 (судья Кулинич Е.И.).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Мастер" - Киндиров А.С. (доверенность от 10.01.2012, паспорт).
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер" (далее - Общество, заявитель; 241035, г. Брянск, ул. Кромская, 50, ОГРН 1023202140598) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению имущественных отношений Брянской городской администрации (далее - Управление, ответчик; 241002, г. Брянск, пр. Ленина, д. 35, ОГРН 1093254008858) о признании незаконными действий Управления по отказу в реализации преимущественного права ООО "Мастер" на приобретение за плату арендуемого нежилого помещения в здании склада общей площадью 277,8 кв.м (бывший квашпункт), расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Кромская д. 50, выраженному в письме от 08.11.2011 N 29.09-8567, и обязании Управления в десятидневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Мастер" в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области 19.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, считая его незаконным и необоснованным, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в порядке, предусмотренном ст.ст. 121-123 АПК РФ. В суд апелляционной инстанции от Управления и МУП "Сервисбаза" поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей ответчика и МУП "Сервисбаза" не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Обществом (Арендатор) и МУП "Сервисбаза" (Арендодатель) заключен договор 30.12.2005 N 4/06, согласно которому Арендодатель представляет, а Арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50 (бывший квашпункт), сроком с 01.01.2006 по 30.12.2006 (т. 1, л. 15-20).
Между Обществом (Арендатор) и Комитетом по управлению собственностью г. Брянска (Арендодатель) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Брянска от 27.03.2006 N 520Б2006, согласно которому Арендодатель представляет, а Арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50 (бывший квашпункт), сроком с 01.03.2006 по 30.12.2006 (т. 1, л. 21-29).
Дополнительным соглашением от 25.12.2006 срок указанного договора продлен до 29.12.2007 (т. 1, л. 30).
01.01.2008 между Обществом (Арендатор) и МУП "Сервисбаза" (арендодатель) заключен договор N 41/08, по условиям которого арендодатель представляет, а арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50 (бывший квашпункт), сроком с 01.01.2008 по 30.12.2008 (т. 1, л. 31-33).
В дальнейшем между Обществом (арендатор) и МУП "Сервисбаза" (арендодатель) заключен договор аренды объекта нежилого фонда г. Брянска от 01.01.2009 N 64/09, согласно которому арендодатель представляет, а арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50 (бывший квашпункт N 1), сроком с 01.01.2009 по 30.12.2009 (т. 1, л. 34-39).
30.09.2011 между Обществом (арендатор) и МУП "Сервисбаза" (арендодатель) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Брянска, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия N 64/11, согласно которому арендодатель представляет, а арендатор принимает во временное пользование на правах аренды объект муниципального нежилого фонда: нежилое помещение, расположенное в здании склада (бывший квашпункт) по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50, сроком с 01.01.2011 по 30.12.2011 (т. 1, л. 40-45).
Общество обратилось в Управление с заявлением от 25.10.2011 о выкупе арендуемых нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, 50, площадью 273,7 кв.м и 80,0 кв.м.
Согласно распоряжению Управления от 27.12.2011 N 1132-р "О внесении изменений в учет объекта недвижимости - склада (бывший квашпункт N 1), расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Кромская 50", в реестр муниципальной собственности города Брянска по указанному объекту внесены изменения: вместо записи "объект недвижимости - склад (бывший квашпункт N 1) общей площадью 273,7 кв.м (реестровый номер 5495) читать: "объект недвижимости - склад (бывший квашпункт N 1) общей площадью 277,8 кв.м" (т. 2, л. 35).
Рассмотрев указанное обращение, Управление в письме от 08.11.2011 N 29.09-8567 (т. 1, л. 13) сообщило Обществу о том, что не имеет правовых оснований для реализации данного помещения, поскольку продажа указанного недвижимого имущества является правом МУП "Сервисбаза", Закон N 159-ФЗ не обязывает унитарные предприятия продавать недвижимое имущество, а обращений МУП "Сервисбаза" на отчуждение или передачу в муниципальную казну нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, в адрес Управления не поступало (т. 1, л. 13).
Полагая, что указанный отказ Управления является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Закон N 159-ФЗ предоставляет арендатору преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении ряда условий, указанных в Законе.
Из статьи 3 Закона N 159-ФЗ усматривается, что воспользоваться преимущественным правом на приватизацию субъект малого и среднего предпринимательства сможет только при выполнении следующих четырех условий:
1) арендуемое имущество должно находиться во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно не менее трех лет до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ в соответствии с договором (договорами) аренды такого имущества;
2) арендная плата перечислялась в течение всего срока, указанного в пункте 1 названной статьи, надлежащим образом;
3) площадь арендуемых помещений не должна превышать установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В переходных положениях Закона N 159-ФЗ (статья 9) установлено, что если до 1 января 2009 года субъекты Российской Федерации не воспользуются предоставленным правом и не установят предельные значения, то во внимание будут приниматься предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации. До 1 января 2009 года Правительство Российской Федерации устанавливает указанные предельные значения и срок рассрочки.
Предусмотренный статьей 4 Закона N 159-ФЗ порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества обязывает органы местного самоуправления учитывать интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, отказывая в реализации преимущественного права приобретения арендуемого помещения, Управление сообщило ООО "Мастер" в письме от 08.11.2011 о том, что не имеет правовых оснований для реализации данного помещения, поскольку продажа указанного недвижимого имущества - это право МУП "Сервисбаза", Закон N 159-ФЗ не обязывает унитарные предприятия продавать недвижимое имущество, а обращений МУП "Сервисбаза" на отчуждение или передачу в муниципальную казну нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, в адрес Управления не поступало (т. 1, л. 13).
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявления Общества, Управление в письме не указало, какие условия, установленные Законом N 159-ФЗ, не соблюдены Обществом.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ООО "Мастер" соблюдены все перечисленные в Законе N 159-ФЗ условия, поскольку Общество относится к субъектам малого предпринимательства и является арендатором спорного имущества с 2005 года, то есть не менее трех лет до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ.
Доказательств задолженности по арендной плате, а также превышения предельного значения общей площади объекта недвижимости, предусмотренного законами субъектов Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Доказательства того, что существующие с 2005 года между сторонами арендные отношения прекращались и Арендодателем истребовалось спорное имущество из владения Общества, в деле отсутствуют.
В ходе судебного разбирательства ответчик не оспорил соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к лицу, обладающему преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по нормам Закона N 159-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления о том, что спорное помещение находится в хозяйственном ведении МУП "Сервисбаза" и в этой связи не подлежит отчуждению, поскольку фактическая передача имущества МУП "Сервисбаза" осуществлена не была и на момент подачи ООО "Мастер" в Управление заявления на реализацию своего преимущественного права выкупа арендуемого помещения указанное имущество не находилось у МУП "Сервисбаза" на праве хозяйственного ведения.
Следовательно, на момент обращения арендатора с заявлением о выкупе спорного объекта последний не был обременен иными правами.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, а суд обязан принять и оценить представленные сторонами документы (статья 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Управления является незаконным, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод ответчика о том, что спорный объект является муниципальным имуществом и учтен в реестре муниципальной собственности г. Брянска на основании распоряжения комитета по управлению собственностью г. Брянска лишь в 2008 году, что исключает преимущественное право на его выкуп исходя из положений Закона N 159-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как основан на неправильном толковании норм Закона N 159-ФЗ.
Одним из условий согласно п. 1. ст. 3 Закона N 159-ФЗ является факт нахождения имущества во временном владении или пользовании непрерывно в течение двух и более лет со дня вступления в силу настоящего Закона в соответствии с договором аренды такого имущества. Данный Закон вступил в силу с 05.08.2008, то есть договор аренды должен был быть заключен не позднее 05.08.2006 и не позднее 05.08.2006 имущество должно быть в пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, в рассматриваемом случае факт учета спорного объекта в реестре муниципального имущества с 2008 года не имеет правового значения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2012 по делу N А09-9706/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
...
В ходе судебного разбирательства ответчик не оспорил соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к лицу, обладающему преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по нормам Закона N 159-ФЗ.
...
Довод ответчика о том, что спорный объект является муниципальным имуществом и учтен в реестре муниципальной собственности г. Брянска на основании распоряжения комитета по управлению собственностью г. Брянска лишь в 2008 году, что исключает преимущественное право на его выкуп исходя из положений Закона N 159-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как основан на неправильном толковании норм Закона N 159-ФЗ.
Одним из условий согласно п. 1. ст. 3 Закона N 159-ФЗ является факт нахождения имущества во временном владении или пользовании непрерывно в течение двух и более лет со дня вступления в силу настоящего Закона в соответствии с договором аренды такого имущества. Данный Закон вступил в силу с 05.08.2008, то есть договор аренды должен был быть заключен не позднее 05.08.2006 и не позднее 05.08.2006 имущество должно быть в пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства.
...
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2012 по делу N А09-9706/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения."
Номер дела в первой инстанции: А09-9706/2011
Истец: ООО " Мастер "
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Третье лицо: Брянская городская администрация, МУП " Сервисбаза "