г. Калуга |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А23-5569/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 19.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.,
судей:
Ключниковой Н.В., Смолко С.И.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - ООО "АгроТурСервис" (ОГРН 1084011001348, д. Буриново, д.15, Жуковский район, Калужская область, 249100) - Дмитриева Н.Н. (дов. от 20.03.2012, сроком на 1 год), Ведерникова В.В. (дов. от 13.12.2011, сроком на 1 год), Клыша В.С. (дов. от 11.09.2012, сроком на 1 год),
от органа государственной власти - Министерства лесного хозяйства Калужской области (ул. Плеханова, д.45, г. Калуга, 248001) - Кравченко И.В. (дов. от 14.06.2012 N ВМ-776-12, сроком на 1 год),
от третьих лиц:
Индивидуального предпринимателя Болтунова В.И (ОГРН 304401128100152, ул. Ленина, д. 34, кв. 14, г. Жуков, 249192) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроТурСервис" на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.04.2012 (судья Храпченков Ю.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 (судьи Игнашина Г.Д., Дорошкова А.Г., Стаханова В.Н.) по делу N А23-5569/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроТурСервис" (далее - ООО "АгроТурСервис", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Министерства лесного хозяйства Калужской области (далее - Министерство), выразившиеся в уклонении от согласования акта выбора лесного участка N 3 от 01.03.2011, в требовании согласовать акт выбора с индивидуальным предпринимателем Болтуновым В.И., и выраженные в письме от 10.11.2011 N 716/1-11 и об обязании Министерства утвердить акт выбора лесного участка N 3 от 01.03.2011 в отсутствии подписи арендатора ИП Болтунова В.И. без предварительного перевода земель лесного фонда в земли водного фонда, а также без проведения государственного кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.04.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, ООО "АгроТурСервис" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные решение и постановление, дело направить на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство лесного хозяйства Калужской области указывает, что действия Министерства соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов ООО "АгроТурСервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Просит решение Арбитражного суда Калужской области от 09.04.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "АгроТурСервис" без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые решение и постановление следует отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд области на основании нижеизложенного.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, 12.01.2011 ООО "АгроТурСервис" обратилось в Управление лесами Калужской области с заявлением, в котором просило заключить с ним договор на аренду лесов под строительство водных объектов общей площадью 134,6 га.
Управление лесами письмом от 08.02.2011 N 4804, 5085-10, направленном в адрес ГУ "Жуковское лесничество" и ООО "АгроТурСервис", указало на необходимость выяснения обстоятельств, связанных с размещением объекта на лесном участке, и совершения определенных действий по подготовке документов и согласований для получения испрашиваемых заявителем в аренду участков, занятых лесами, в случае, если размещение данного объекта не противоречит действующему законодательству.
30.05.2011 общество в адрес Министерства лесного хозяйства направило три экземпляра акта выбора лесных участков под строительство водоемов.
Согласно заключению комиссии по акту выбора лесного участка N 3 от 01.03.2011 предоставление лесного участка в аренду площадью 7,4 га для строительства и эксплуатации двух искусственных водных объектов, при наличии проекта на строительство водных объектов с положительным заключением государственной экспертизы возможно.
Письмом от 15.06.2011 N 716-11 Министерство сообщило обществу о необходимости согласования акта выбора лесного участка с индивидуальным предпринимателем Болтуновым В.И., так как участок леса площадью 7,4 га находится в пределах арендованного им лесного участка. Ответы с аналогичным содержанием обществу были направлены также 26.07.2011 и 20.09.2011.
Рассмотрев обращение ООО "АгроТурСервис" о предоставлении в аренду лесных участков Министерство в письме от 10.11.2011 N 716/1-11 предложило получить право пользования земельными участками для указанных целей после осуществления перевода земель лесного фонда в земли водного фонда, согласно правилам, установленным ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Закон N 172-ФЗ). Также Министерство сообщило, что испрашиваемые лесные участки предоставлены в пользование ИП Болтунову В.И. для заготовки древесины и поставлены на государственный кадастровый учет. Для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий или предоставления в пользование необходимо образование нового земельного участка путем выделения его части из земельного участка, находящегося в аренде у ИП Болтунова В.И.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия), выразившегося в уклонении от согласования акта выбора лесного участка и с требованием согласовать акт выбора участка.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "АгроТурСервис", суды обеих инстанций пришли к выводу, что одновременное использование участка в целях заготовки древесины и строительства искусственного водного объекта в целях отдыха туристов невозможно, так как в отношении спорного лесного участка имеется право аренды ИП Болтунова В.И. (договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 26.08.2008 N 239, заключенный между Министерством природных ресурсов Калужской области и ИП Болтуновым В.И. на срок 15 лет). Кроме того, суд отметил, что участок, занятый водным объектом в силу ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям водного фонда. Следовательно, спорный участок лесного фонда должен быть переведен в названную категорию в порядке, предусмотренным Законом N 172-ФЗ, что также исключает возможность пользования спорным участком предпринимателем в целях заготовки древесины.
Кассационная коллегия не может согласиться с такими выводами судов, поскольку они противоречат обстоятельствам дела и не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 2111/10, в соответствии с которой необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
В пункте 1 статьи 25 Кодекса перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Выводы суда о том, что одновременное использование участка в целях заготовки древесины и строительства искусственного водного объекта в целях отдыха туристов невозможно, а также о том, что спорный участок лесного фонда должен быть переведен в земли водного фонда сделан по недостаточно исследованным обстоятельствам.
Согласно акту выбора лесного участка от 01.03.2011 N 3 ООО "АгроТурСервис" испрашивает лесные участки для размещения искусственных водных объектов: N 1: в квартале 4 выдел 1 площадью 2,6 га; N 2: в квартале 4 выдел 1,2 и в квартале 7 выдел 1,3, 7, 9 площадью 4,8 га., которые расположены в эксплуатационных лесах Угодско-Заводского участкового лесничества (колхоз им.Жукова), ГУ "Жуковское лесничество".
Приложением N 3 к договору аренды лесного участка от 26.08.2008 N 239 определены цели и объемы использования лесов на арендуемом ИП Болтуновым В.И. участке, согласно которому на лесном участке, расположенном в Угодско-Заводском участковом лесничестве не предусмотрено заготовки древесины.
В ходе судебного заседания суда кассационной инстанции представитель Министерства лесного хозяйства Калужской области пояснил, что на земельном участке площадью 7,4 га и вокруг него находятся защитные леса, промышленная вырубка леса в этом районе запрещена.
Кроме того, в соответствии с Лесохозяйственным регламентом ГУ "Жуковское лесничество" Калужской области на 2009-2018 годы использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов допустимо в кварталах 4, 7 Угодско-Заводского участкового лесничества.
В соответствии со статьей 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения границы населенного пункта;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации допускает использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, судами первой и апелляционной инстанции не исследовался вопрос возможности строительства искусственных водных объектов на лесном участке площадью 7,4 га, на котором промышленная вырубка леса запрещена, без предварительного перевода земель лесного фонда в земли водного фонда. Суд кассационной инстанции лишен возможности проверить, дать оценку правомерности доводов заявителя кассационной жалобы и возражений заинтересованного лица.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
Обращаясь в арбитражный суд, общество заявило требования, заключающиеся в признании действий Министерства, выразившихся в уклонении от согласования акта выбора лесного участка N 3 от 01.03.2011, незаконными, что не соответствует статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поэтому, при новом рассмотрении суд кассационной инстанции предлагает заявителю уточнить требования, исходя из норм статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В этой связи, судебная коллегия полагает, что оспариваемые решение и постановление апелляционной инстанции следует отменить, а дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого суду области следует учесть вышеизложенное, исследовать обстоятельства дела в полном объеме и дать надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 09.04.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу N А23-5569/2011 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации допускает использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
...
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 сентября 2012 г. N Ф10-3017/12 по делу N А23-5569/2011
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3017/12
18.10.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3600/13
07.05.2013 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5569/11
19.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3017/12
26.06.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2141/12
09.04.2012 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5569/11