Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
|
Смолко С.И. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
|
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (305018, г. Курск, ул. Резиновая, д. 4-а, ОГРН 1044637046475) |
|
- Астафьевой Н.П. - представителя (доверенность от 12.04.2012 N 2); |
от Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (305029, г. Курск, ул. Никитская, д. 16) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 (судьи Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л., Скрынников В.А.) по делу N А35-13402/2011,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (далее по тексту - Инспекция, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - Фонд) от 20.09.2011 N 27206 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 113 484,34 рубля.
Для восстановления нарушенного права оспариваемым решением Инспекция просила суд принять решение об обязании Фонда осуществить возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 113 484, 34 рубля.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 указанное решение отменено и принят новый судебный акт, которым оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Государственное учреждение - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обжаловало его в порядке кассационного производства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя Инспекции, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, в сентябре 2011 года Инспекция в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию обратилась в Фонд с заявлением о возмещении произведенных расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 783 992, 49 руб.
Указанная сумма выплат была произведена Инспекцией как страхователем в пользу работников (застрахованных лиц) вследствие перерасчета сумм пособий, выплаченных в 2008-2009 годах. Перерасчет обусловлен установлением Инспекцией ошибки в расчете пособий вследствие исчисления размера пособий без учета в сумме среднего заработка премий, выплачиваемых гражданским служащим налоговых органов на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти". Дополнительно выплаченная часть пособий составила за период с января 2008 по август 2011 года сумму 783 992, 49 руб.
По результатам проведенной камеральной проверки документов, представленных страхователем, Фондом принято решение от 20.09.2011 N 27206 о выделении (частично) средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 670 508, 15 руб. и отказе в выделении средств на возмещение расходов в сумме 113 484, 34 руб.
Отказ в возмещении части средств Фонд обосновал ссылкой на часть 3 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). Согласно указанной норме назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Основания для исчисления дополнительно выплаченных пособий и их расчеты Фондом не оспорены.
В связи с истечением трехлетнего срока с месяца обращения за возмещением (сентябрь 2011 года), Фонд отказал Инспекции в возмещении сумм пособий, исчисленных и выплаченных за период с января по август 2008 года.
Не согласившись с указанным решением уполномоченного органа, Инспекция обжаловала его в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь утратил право на возмещение выплаченного страхового обеспечения в связи с истечением трехлетнего срока с момента обращения за таким страховым обеспечением.
Отменяя указанный судебный акт и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд обоснованно учитывал следующее.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Работодатель в отношении застрахованных лиц признается страхователем по обязательному социальному страхованию в связи с наступлением соответствующих страховых случаев (статья 2.1 Закона N 255-ФЗ).
Обязательное социальное страхование в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 2.2 Закона N 255-ФЗ).
В силу требований статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя, но только в исключительных случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 (застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности). Статьей 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы.
Согласно части 1 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Размер пособия исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица (статья 14 Закона N 255-ФЗ).
Работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованной женщины за его получением с необходимыми документами (часть 1 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).
Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине работодателя или территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком (часть 3 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в августе 2011 года Инспекцией произведен перерасчет ранее выплаченных пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2008, 2009 годы.
Произведя указанные выплаты застрахованным лицам, заявитель в сентябре 2011 года обратился в уполномоченный орган Фонда социального страхования Российской Федерации за возмещением выплаченного страхового обеспечения.
Решение Фонда об отказе Инспекции в возмещении выплаченного страхового обеспечения за период с января по сентябрь 2008 года основано на требованиях части 3 статьи 15 Закона N 255-ФЗ.
Оценив указанные обстоятельства спора, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требования о трехлетнем сроке, установленные вышеназванной нормой закона, распространяются на застрахованное лицо и не ограничивают страхователя на возмещение выплаченного страхового обеспечения.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление суда отмене или изменению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании части 3 статьи 15 Закона N 255-ФЗ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу N А35-13402/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Размер пособия исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица (статья 14 Закона N 255-ФЗ).
Работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованной женщины за его получением с необходимыми документами (часть 1 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).
Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине работодателя или территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком (часть 3 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).
...
Решение Фонда об отказе Инспекции в возмещении выплаченного страхового обеспечения за период с января по сентябрь 2008 года основано на требованиях части 3 статьи 15 Закона N 255-ФЗ.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании части 3 статьи 15 Закона N 255-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 сентября 2012 г. N Ф10-3286/12 по делу N А35-13402/2011