Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
При участии в заседании: |
|
от ОАО "Деловая телерадиокоммуникация" (ОГРН 1023101689027, г. Белгород, Народный бульвар, д. 70, офис 506, 308000) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в юго-западном регионе (г. Орел, ул. Московская, 159, 302006) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
|
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Деловая телерадиокоммуникация" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.04.2012 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А08-361/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Деловая телерадиокоммуникация" (далее по тексту - ОАО "Деловая телерадиокоммуникация", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 54-11-0209/пн Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (далее также - РО ФСФР России в ЮЗР, региональное отделение, административный орган) от 23.12.2011 по делу о привлечении общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.04.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с принятым по настоящему делу решением и постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, ОАО "Деловая телерадиокоммуникация" обжаловало их в порядке кассационного производства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в период 2010 года ведение реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "Деловая телерадиокоммуникация" осуществляло самостоятельно.
Установив, что Общество в установленный законом срок не представило в уполномоченный орган соответствующие документы отчетности, должностным лицом РО ФСФР России в ЮЗР в отношении ОАО "Деловая телерадиокоммуникация" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 23.12.2011 общество привлечено к административной ответственности, установленной статьей 19.7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным актом административного органа, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
Федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), как следует из Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317, является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).
В соответствии с Положением о РО ФСФР России в ЮЗР, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.09.2006 N 06-152/пз, РО ФСФР России в ЮЗР является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам, действующим на территории Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской областей.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Министерством финансов Российской Федерации устанавливает правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; устанавливает требования к порядку ведения реестра.
Согласно пункту 3 Приказа ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения, содержащую следующую информацию:
1) общие сведения об акционерном обществе (полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страница) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего (их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);
2) сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных привилегированных акций;
3) сведения о доле государственной и муниципальной собственности (наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количество привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, "золотая акция");
4) сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.
Из материалов дела следует, что ОАО "Деловая телерадиокоммуникация" в 2010 году осуществляло ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, оно было обязано в срок до 15 февраля 2011 года представить соответствующую отчетность в уполномоченный орган.
В соответствии со статьей 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Деловая телерадиокоммуникация" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу судебными актами, заявитель считает, что за непредставление в уполномоченный орган к установленным срокам соответствующей отчетности ответственность к обществу применяться не должна, так как приказ ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг", пунктом 3 которого установлена вышеназванная обязанность, не был опубликован в "Российской газете".
Изложенные доводы являлись предметом оценки, в том числе, в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены в связи со следующим.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (в редакции, действовавшей на момент издания Приказа ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н) установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 года не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
При этом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа N 763).
Официальными источниками опубликования с 18.08.1998 по настоящее время являются "Российская газета" и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Как установлено по делу, Приказ ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н от 13.08.209 был опубликован 16.11.209 в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 46 и зарегистрирован в Минюсте РФ 03.11.2009 N 15168.
В установленном порядке указанный нормативный правовой акт недействующим не признан.
Опубликование вышеназванного Приказа в одном из официальных источников средств массовой информации является основанием для введения его в действие на всей территории Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ :
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу N А08-361/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (в редакции, действовавшей на момент издания Приказа ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н) установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 года не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
При этом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа N 763).
...
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Как установлено по делу, Приказ ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н от 13.08.209 был опубликован 16.11.209 в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 46 и зарегистрирован в Минюсте РФ 03.11.2009 N 15168."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 сентября 2012 г. N Ф10-3315/12 по делу N А08-361/2012