Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объёме 05.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
|
|
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей: |
Нарусова М.М. Маненкова А.Н. |
от истца: ООО "Здравсервис" ОГРН 1027100755538 ИНН 7106040119 |
Тельнова И.В. - представитель по доверенности б/н от 28.10.2011; |
от ответчика: ООО "ЗдравСервис" ОГРН 1034004411484 ИНН 4027061216 |
Лезин Ю.В. - представитель по доверенности N 7 от 25.11.2011; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗдравСервис" на решение Арбитражного суда Калужской области от 26.03.2012 (судья Осипенко С.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 (судьи: Рыжова Е.В., Заикина Н.В., Тучкова О.Г.) по делу N А23-4423/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Здравсервис" (далее - ООО "Здравсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЗдравСервис" (далее - ООО "ЗдравСервис", ответчик) об обязании прекратить использование фирменного наименования, сходного с фирменным наименованием истца до степени смешения, в отношении следующих видов деятельности: оптовой торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями, а также в отношении деятельности по изготовлению и ремонту средств измерения. Просило запретить ответчику при администрировании следующих сходных доменных имен zdravservis.ru; zdravservice.kaluga.net использовать слова "zdravservis" и "zdravservice", сходные до степени смешения с фирменным наименованием истца, запретить ответчику использовать в адресах электронной почты zdravservice@kaluga.ru и mail@zdravservis.ru, слова "zdravservis" и "zdravservice", сходные до степени смешения с фирменным наименованием истца.
В последующем истец в порядке ст. 49 АПК уточнил заявленные исковые требования и окончательно просил суд обязать ответчика прекратить использование фирменного наименования, сходного с фирменным наименованием истца до степени смешения, путем внесения в учредительные документы изменений, исключающих из фирменного наименования ООО "ЗдравСервис" слова "Здравсервис", и государственной регистрации изменений в учредительные документы, исключающих из фирменного наименования ООО "ЗдравСервис" слова "Здравсервис".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.03.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного суда от 15.06.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ЗдравСервис" обратилось в арбитражный суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО "ЗдравСервис" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ООО "Здравсервис", возражая против удовлетворения кассационной жалобы, просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.12.2000 согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица, серия ГТ N 002111, свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о созданном до 01.07.2002 юридическом лице, серия 71 N 000977781, Тульской городской регистрационной палатой зарегистрировано общество с ООО "Здравсервис плюс".
26.12.2000 утвержден устав ООО "Здравсервис плюс", в соответствии с которым в числе основных видов деятельности данного общества значится оптовая и розничная реализация медикаментов и медицинских изделий.
14.02.2001 ООО "Здравсервис плюс" получена лицензия на осуществление фармацевтической деятельности со специализацией "оптовая торговля лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения".
В последствии, как следует из протокола N 1 внеочередного собрания участников ООО "Здравсервис плюс" от 24.06.2006, ООО "Здравсервис плюс" переименовано в ООО "Здравсервис" с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается имеющейся в материалах рассматриваемого дела копией соответствующего свидетельства. Согласно указанному свидетельству ООО "Здравсервис" присвоен основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) 1027100755538.
В 2007-2011 г.г. ООО "Здравсервис" получены лицензии на осуществление фармацевтической деятельности - оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также на осуществление деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений в соответствии с приложением к лицензии.
При этом, истец специализируется на оптовой и розничной торговле фармацевтическими, медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиям, а также осуществляет деятельность по ремонту средств измерений, осуществляет данную деятельность в регионах Центрального федерального округа: Тульской области, Калужской области, Рязанской области, Липецкой области, Орловской области, Московской области, Брянской области, Белгородской области, Воронежской области, Курской области и Владимирской области. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Тульского областного комитета статистики от 04.01.2001, 29.09.2006, 18.06.2010.
24.05.2010 ООО "Здравсервис" получено свидетельство на товарный знак (знак обслуживание) Здравсервис N 409440 с приоритетом товарного знака 21.10.2008 по следующим классам международной классификации товаров и услуг и перечню товаров и услуг 01, 03, 05, 10, 35, 36, 39, 41, 44
22.09.2004 ООО "Здравсервис" становится администратором доменного имени "ZDRAVSERVICE.RU".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.07.2011 N 29797В/2011 ООО "Здравсервис", в числе прочих, осуществляет следующие виды экономической деятельности: оптовая торговлей фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями.
На момент предъявления иска в суд ООО "Здравсервис" в рамках своей уставной деятельности осуществляет оптовую и розничную торговлю фармацевтическими, медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями, а также деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений, в том числе медицинских изделий, и является правообладателем соответствующего товарного знака со сроком действия по 21.10.2018.
28.12.2003 Инспекцией Министерства налогов и сборов Российской Федерации по Ленинскому округу города Калуги зарегистрировано ООО "ЗдравСервис", которому в процессе регистрации присвоен ОГРН 1034004411484.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО "ЗдравСервис", в числе прочих, осуществляет следующие виды экономической деятельности: предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры; производство изделий медицинской техники, включая хирургическое оборудование, и ортопедических приспособлений; оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями.
ООО "ЗдравСервис" является администратором следующих доменных имен: zdravservis.ru; avservice.kaluga.net и владельцем адресов электронной почты zdravservice@kaluga.ru и mail@zdravservis.ru.
Считая, что ООО "ЗдравСервис" использует фирменное наименование, схожее до степени смешения с фирменным наименованием ООО "Здравсервис", а также осуществляет аналогичную деятельность истец обратился в суд.
Рассматривая спор по существу, суд правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 1225 ГК РФ фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица и приравнивается к результатам интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), которым предоставляется правовая охрана.
В соответствии с п. 1 ст. 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
В силу положений п. 3 ст. 1474 ГК РФ использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, не допускается, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
На основании п. 4 ст. 1474 ГК РФ юридическое лицо, нарушившее правила названной статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.
Из положений ст. 1475 ГК РФ следует, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц, которое возникает со дня государственной регистрации юридического лица.
Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (статья 8) установлено, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза по охране промышленной собственности без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
Согласно ст. 10-bis указанной Конвенции установлено актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
В то же время, если различные средства индивидуализации, в том числе фирменное наименование, оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (ст. 1252 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 13 Информационного письма N 122 от 13.12.2007 вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых сторонами, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.
Оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о наличии большой степени вероятности смешения фирменного наименования истца и фирменного наименования ответчика, поскольку при наличии фонетического сходства визуальные отличия являются несущественными, так как при составлении деловой документации практикуется достаточно свободное написание наименований юридических лиц; использование оригинальной части фирменного наименования истца с несущественными отличительными признаками создает наибольшую вероятность смешения в сознании потребителя, позволяя предположить, что между юридическими лицами, наименования которых отличаются несущественно, имеется определенная связь либо это одно и то же юридическое лицо.
Кроме того, судом обоснованно указано, что первоначально фирменное наименование истца, содержащее словесный элемент "плюс", не имеет правового значения, поскольку словесный элемент "Здравсервис" является доминирующим элементом в первоначальном наименовании истца. Соответственно, наименование истца и наименование ответчика являются сходными до степени смешения в силу наличия звукового в силу наличия звукового, графического и смыслового сходства. При этом различие написания шестой буквы слова "Здравсервис" (прописная буква "с" - в первом случае и заглавная буква "С" - во втором случае) не влияет на степень смешения указанных обозначений.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела с учетом собранных доказательств и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 26.03.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу N А23-4423/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (статья 8) установлено, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза по охране промышленной собственности без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
Согласно ст. 10-bis указанной Конвенции установлено актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
В то же время, если различные средства индивидуализации, в том числе фирменное наименование, оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (ст. 1252 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 13 Информационного письма N 122 от 13.12.2007 вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых сторонами, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 октября 2012 г. N Ф10-3473/12 по делу N А23-4423/2011