Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
|
Смолко С.И. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
|
от общественной организации "Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов" (392000, г. Тамбов, Комсомольская пл., д. 3) |
|
- Воробьева М.В. - представителя (доверенность от 10.01.2012 N 1); |
от Тамбовской городской Думы (392002, г. Тамбов, Первомайская пл., д. 28) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от третьих лиц: |
|
|
администрации города Тамбова (392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 6) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (392000, г. Тамбов, ул. К. Маркса/Коммунальная, д. 146/11) |
|
- Никитиной Т.В. - представителя (доверенность от 10.01.2012 N 01-15-04); - Козадаевой М.А. - представителя (доверенность от 26.09.2012 N 01-15-4531); |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова и Тамбовской городской Думы на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.07.2012 по делу N А64-3028/2012,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к Тамбовской городской Думе о признании недействующим пункта 7.1 Приложения к Решению Тамбовской городской Думы от 29.12.2010 N 117 (с изменениями от 27.04.2011 и от 28.12.2011).
Решением арбитражного суда от 11.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Тамбовская городская Дума и Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова, не согласившись с указанным судебным актом, обжаловали его в порядке кассационного производства.
До начала судебного разбирательства в суде кассационной инстанции представитель Тамбовского областного объединения организаций профсоюзов заявил ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до рассмотрения апелляционным судом жалобы на определение суда об отказе в разъяснении решения суда по настоящему делу.
Заявленное ходатайство судебной коллегией отклонено, так как результаты рассмотрения апелляционной жалобы не могут иметь значения для правовой оценки в порядке кассационного производства решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, в соответствии с ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ Администрацией Тамбовской области было принято постановление N 1423 от 24.12.2007 г. "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Данным постановлением утверждена формула, по которой рассчитывается размер арендной платы: Ап= Кст х Пр, где,
Ап - арендная плата земельного участка,
Пр - процент устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Администрация города Тамбова, реализуя представленные ей полномочия, постановлением N 3977 от 04.06.2008 г. утвердила проценты от кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Данным постановлением администрации (п. 8.1 Приложения) утвержден процент за земельные участки под административными зданиями и помещениями в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
На 2009 г. процент от кадастровой стоимости по виду разрешенного использования - под административными и офисными зданиями утвержден в размере 1,4 в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель по г. Тамбову.
Постановлением Администрации города Тамбова от 30.11.2009 г. N 9023 на 2010 г. по вышеуказанному виду разрешенного использования установлен процент в размере 1.8., так как приказом Минэкономразвития от 13.11.2009 г. N 465 был утвержден коэффициент-дефлятор равный 1,295.
В соответствии с п. 16.7 ст. 24 Устава города Тамбова к полномочиям Тамбовской городской Думы относится утверждение процентов от кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования земельных участков за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Данный пункт введен решением Тамбовской городской Думы от 29.12.2010 г. N 116.
Решением Тамбовской городской Думы N 117 от 29.12.2010 г. на 2011 г. утвержден процент от кадастровой стоимости земельных участков по виду разрешенного использования - под административные и офисные здания в размере 2,3 в соответствии с коэффициентом-дефлятором 1,372, утвержденным приказом Минэкономразвития от 27.10.2010 г. N 519.
В указанное решение Тамбовской городской Думой решением от 28.12.2011 за N 479 внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2012 для целей определения арендной платы за земли, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, искусства, религии, утвержден процент от кадастровой стоимости земельных участков равный 2,44%.
Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов, являясь плательщиком арендной платы за земельный участок, на котором размещено административное здание, принадлежащее организации, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта представительного органа власти местного самоуправления (пункт 7.1 Приложения, утвержденного решением от 29.12.2010 N 117 с изменениями от 27.04.2011 и от 28.12.2011) в части установления процента от кадастровой стоимости в размере 2,44%.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного Кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Полномочия Тамбовской городской Думы на принятие оспариваемого акта установлены решением Тамбовской городской Думы от 29.12.2010 г. N 116, которым дополнена ст. 24 Устава города Тамбова - полномочия Тамбовской городской Думы. Оспариваемый акт принят полномочным составом Тамбовской городской Думы, что подтверждается регламентом Тамбовской городской Думы и протоколом N 24 от 28.12.2011 г.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является дифференцированный подход к установлению правового режима земель, учет природных, социальных, экономических и иных факторов.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Правила определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, и основные принципы ее определения (далее Правила).
В соответствии с указанным актом Правительства РФ арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя, в том числе, из принципа экономической обоснованности, принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, принципа недопустимости ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав представленные Думой пояснительные записки и сравнительную таблицу, обоснованно пришел к выводу о том, что в указанных документах отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о применении представительным органом власти вышеназванных принципов при утверждении процентов от кадастровой стоимости земельных участков по видам их разрешенного использования для целей определения арендной платы.
Выводы суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому переоценке в порядке кассационного производства не подлежат.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит.
Доводы заявителей кассационных жалоб подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании вышеназванных норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену решения суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.07.2012 по делу N А64-3028/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является дифференцированный подход к установлению правового режима земель, учет природных, социальных, экономических и иных факторов.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Правила определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, и основные принципы ее определения (далее Правила)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 октября 2012 г. N Ф10-3357/12 по делу N А64-3028/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5324/12
05.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3357/12
11.07.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3028/12
11.07.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3028/12