Дело рассмотрено 18.10.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 19.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
Судей: |
Стрегелевой Г.А. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от индивидуального предпринимателя Хндзрцяна Левона Цолаковича (ОГРН 311673209100132, г. Смоленск) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1, 214008) от третьего лица: администрации города Смоленска (г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, д. 1/2, 241000) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хндзрцяна Левона Цолаковича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2012 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 (судьи Дорошкова А.Г., Игнашина Г.Д., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-7088/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Хндзрцян Левон Цолакович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) от 24.10.2011 N 16398/08 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 50кв.м с кадастровым номером 67:27:0013878:22, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Автозаводская, возле дома 21, для целей, не связанных со строительством, под существующим павильоном и об обязании Департамента заключить договор аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация города Смоленска (далее - Администрация).
Решением суда от 30.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2012 решение суда от 30.03.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 21.04.2011 между ООО "Русалочка" (продавец) и ИП Хндзрцян Л.Ц. (покупатель) был заключен договор купли-продажи, по которому продавец передает в собственность покупателю торговый павильон общей площадью 50 кв.м, расположенный около дома N 21 по ул. Автозаводская г. Смоленска.
27 сентября 2011 года Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013878:22 площадью 50 кв.м под указанным торговым павильоном.
Департамент письмом от 24.10.2011 N 16398/08 сообщил Предпринимателю, что на испрашиваемом земельном участке расположен временный объект. В соответствии с решением Заднепровского районного суда города Смоленска от 01.12.2010 владелец торгового объекта обязан освободить земельный участок. До настоящего времени исполнительное производство не окончено. В целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов. В данной схеме места размещения нестационарных торговых объектов будут определены с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видом и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения. После разработки и утверждения схемы она будет опубликована в установленном порядке на официальном сайте администрации Смоленской области и официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования г. Смоленск в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. С учетом изложенного до исполнения решения Заднепровского районного суда и утверждения указанной схемы рассмотрение заявления в рамках действующего законодательства не представляется возможным.
Полагая, что такой отказ является незаконным, Предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 апреля 2007 года осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области - Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске (далее - Порядок N 243).
В силу п. 6.1 Порядка N 243 в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются для:
- размещения некапитальных объектов, эксплуатация которых осуществляется в режиме временного использования и права на которые не подлежат государственной регистрации;
- установки и эксплуатации рекламных конструкций;
- коллективного и индивидуального садоводства, огородничества;
- присоединения к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, огородничества (в пределах садоводческого, огороднического некоммерческого объединения граждан), в целях последующего слияния со смежным землепользованием в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации не может быть самостоятельно предоставлен для указанных целей;
- присоединения к существующему (смежному) землепользованию, предоставленному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Смоленска, в случае, если размер существующего (смежного) землепользования с расположенным на нем завершенным строительством объектом капитального строительства не соответствует градостроительному регламенту, установленному для данной территориальной зоны;
- иных не связанных со строительством целей.
Согласно п. 6.9 Порядка N 243 земельные участки предоставляются без проведения торгов при условии заблаговременной публикации сообщения о таком предоставлении, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.
При поступлении на один и тот же земельный участок более одной заявки такой земельный участок предоставляется в собственность или в аренду на торгах в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья 36 Земельного кодекса РФ применяется исключительно в отношении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, к которым торговый павильон оснований относить не имеется.
Земельные участки для эксплуатации временных (нестационарных) объектов предоставляются в соответствии с положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом случае земельные участки в г. Смоленске предоставляются в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38.
Так, согласно п. 5 постановления администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" схема разрабатывается в целях: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения; содействия развитию торговли товарами российских товаропроизводителей, в том числе товаропроизводителей Смоленской области.
Поскольку к настоящему времени схема размещения нестационарных торговых объектов в г. Смоленске не разработана, предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов исключается вплоть до утверждения схемы в установленном порядке.
Является обоснованным и вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что земельный участок, который должен быть освобожден на основании решения Заднепровского районного суда г. Смоленска от 01.12.2010 Ершовой О.А. и ООО "Русалочка", до окончания исполнительного производства и фактического освобождения не находится в распоряжении Департамента в состоянии, пригодном для дальнейшего использования, в силу чего у Департамента отсутствует законная возможность им распорядиться.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Предпринимателя, явившиеся обоснованием ее позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 по делу N А62-7088/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При поступлении на один и тот же земельный участок более одной заявки такой земельный участок предоставляется в собственность или в аренду на торгах в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья 36 Земельного кодекса РФ применяется исключительно в отношении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, к которым торговый павильон оснований относить не имеется.
Земельные участки для эксплуатации временных (нестационарных) объектов предоставляются в соответствии с положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом случае земельные участки в г. Смоленске предоставляются в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38.
Так, согласно п. 5 постановления администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" схема разрабатывается в целях: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения; содействия развитию торговли товарами российских товаропроизводителей, в том числе товаропроизводителей Смоленской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 октября 2012 г. N Ф10-3525/12 по делу N А62-7088/2011