Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
|
Стрегелевой Г.А. Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
|
от индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича (г. Воронеж, ОГРНИП 304366307900192, ИНН 366300337355) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Администрации городского округа город Воронеж (394000, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10, ОГРН 1023601575733) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (394000, г. Воронеж, пл. Ленина, д. 12, ОГРН 1023601570904) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 (судья Сорокина Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 (судьи Сергуткина В.А., Ольшанская Н.А., Протасов А.И.) по делу N А14-152/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Берг Олег Викторович (далее - ИП Берг О.В., заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Воронеж, изложенного в письме от 16.12.2011, от утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, необходимого для эксплуатации здания и сооружений по ул. Елецкая, 2, г. Воронеж, для целей оформления права собственности заявителя на него (решение), и ее уклонения от выполнения этих действий (бездействие) в 30-дневный срок; о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) от обращения по заявлению Предпринимателя от 24.11.2011 в Администрацию городского округа город Воронеж для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и от передачи заявителю договора купли-продажи земельного участка (решение) и уклонения от выполнения этих действий (бездействие); обязании Администрации городского округа город Воронеж и Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решения и совершить действия, необходимые для восстановления нарушенных прав заявителя в недельный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Отказ Администрации городского округа город Воронеж, выраженный в письме N 11176/61 от 16.12.2011, от утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, необходимого для эксплуатации здания и сооружений по ул. Елецкая, д. 2 г. Воронежа, для целей оформления права собственности на него, а также уклонение от выполнения этих действий в 30-дневный срок, как несоответствующие статье 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, признаны незаконными. Администрация городского округа город Воронеж обязана в месячный срок утвердить путем издания соответствующего постановления схему расположения земельного участка, фактически занимаемого зданием и сооружениями, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Елецкая, 2. В удовлетворении требований к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от обращения по заявлению Предпринимателя в Администрацию городского округа город Воронеж для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и от передачи заявителю договора купли-продажи земельного участка (решение) и уклонения от выполнения этих действий (бездействие), ИП Берг О.В. обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что судебные акты в обжалуемой части отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Бергу О.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: ул. Елецкая, д. 2:
1) нежилое здание, Лит. А, А1, А2, АЗ, общая площадь 694,2 кв.м, свидетельство 36-АГ 444031 от 05.10.2011;
2) беседка, Лит.Г2, общая площадь 26,5 кв.м, свидетельство 36-АГ 444027 от 05.10.2011;
3) беседка, Лит.ГЗ, общая площадь 57 кв.м, свидетельство 36-АГ 444030 от 05.10.2011;
4) беседка, Лит.Г4, общая площадь 24,1 кв.м, свидетельство 36-АГ 444025 от 05.10.2011;
5) беседка, Лит.Г13, общая площадь 21 кв.м, свидетельство 36-АГ 444026 от 05.10.2011;
6) замощение, Лит.II, общая площадь 615,5 кв.м, свидетельство 36-АГ 473342 от 29.11.2011;
7) забор, Лит.1, протяженность 200,7 м, свидетельство 36-АГ 444028 от 05.10.2011.
В целях оформления прав на фактически используемый земельный участок, расположенный под указанными объектами недвижимости, 24.11.2011 Предприниматель направил в Администрацию городского округа город Воронеж заявление о выдаче схемы расположения земельного участка для дальнейшего его межевания и постановки на кадастровый учет.
Также ИП Берг О.В. 24.11.2011 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, в том числе об обращении в Администрацию для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент градостроительства и архитектуры УГА Администрации городского округа город Воронеж в письме от 16.12.2011 N 11176/61 предложил заявителю представить документы, необходимые для утверждения схемы расположения земельного участка.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в письме от 22.12.2011 указал, что вопрос о предоставлении в собственность спорного земельного участка может быть рассмотрен только после его формирования и постановки на кадастровый учет; для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предложено обратиться в Администрацию городского округа город Воронеж.
Не согласившись с отказами Администрации городского округа город Воронеж и Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от обращения по заявлению Предпринимателя от 24.11.2011 в Администрацию городского округа город Воронеж для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и от передачи заявителю договора купли-продажи земельного участка (решение) и уклонения от выполнения этих действий (бездействие), суды обоснованно исходили из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставлено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления утверждать и выдавать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В силу абзаца 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 7 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" к полномочиям уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности, на которые не разграничено.
Уполномоченным органом по распоряжению указанными земельными участками на территории городского округа город Воронеж является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (пп. 3.1.4 ст. 3 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365).
Согласно ч. 1 ст. 2 Положения о порядке оформления документов о порядке распоряжения земельными участками, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 N 1907, для принятия решения о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, граждане и юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, обращаются в Департамент с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка на определенном праве (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, если кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не осуществлен, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения уполномоченного исполнительного органа государственной власти в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Из изложенного следует, что действующим законодательством на уполномоченный исполнительный орган государственной власти, в рассматриваемом случае - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, не возложена безальтернативная и безусловная обязанность по обращению в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Как установлено судом, Предприниматель в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ сам обратился в уполномоченный орган - Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Елецкая, д. 2.
Признав незаконным отказ органа местного самоуправления в утверждении схемы расположения земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими ИП Берг О.В., суд возложил на указанный орган обязанность утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах спора, давая оценку оспариваемым действиям Департамента, связанным с ненаправлением в Администрацию городского округа город Воронеж обращения в целях утверждения схемы расположения спорного земельного участка, суд обоснованно пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемым бездействием указанного органа власти.
Кроме того, возложив на Администрацию городского округа город Воронеж обязанность утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка, у суда отсутствовали правовые основания для возложения на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности по направлению обращения в орган местного самоуправления для целей утверждения этой схемы.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах спора требования ИП Берга О.В., заявленные к Департаменту, не были направлены на защиту его нарушенного права.
Непредставление заявителем суду доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием) государственных органов, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными оспариваемых действий Департамента являются законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства, примененных судом при разрешении настоящего спора.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу N А14-152/2012 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 2 Положения о порядке оформления документов о порядке распоряжения земельными участками, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 N 1907, для принятия решения о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, граждане и юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, обращаются в Департамент с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка на определенном праве (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, если кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не осуществлен, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения уполномоченного исполнительного органа государственной власти в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
...
Как установлено судом, Предприниматель в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ сам обратился в уполномоченный орган - Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по ... ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 октября 2012 г. N Ф10-3605/12 по делу N А14-152/2012