Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шуровой Л.Ф. |
судей: |
Ермакова М.Н. |
|
Маргеловой Л.М. |
При участии в заседании: |
|
от ИП Конопкина С.С. 398041, г. Липецк, ул. З. Космедемьянской, д. 4а, кв. 228 ОГРНИП 311482625900030 |
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от ИФНС России по Левобережному району г. Липецка 398059, г. Липецк, ул. Неделина, д. 4а ОГРН 1044800221388 |
Мотова М.В. - начальника правового отдела, дов. от 30.07.2012 N 03-25/028 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Левобережному району г. Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.03.2012 (судья Тонких Л.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А36-4324/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Конопкин Сергей Сергеевич (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.06.2011 N 12-09/3.
Инспекцией заявлено встречное требование о взыскании с Предпринимателя 237 180 руб. недоимки, 32 545 руб. пени и 22 588 руб. штрафа по НДС; 170 863 руб. недоимки, 15 379 руб. пени и 16 722 руб. штрафа по НДФЛ; 55 888 руб. недоимки, 5 031 руб. пени и 5 321 руб. штрафа по ЕСН, а всего - 561 067 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.03.2012 заявление Предпринимателя удовлетворено в полном объеме. В удовлетворении встречного требования налоговому органу отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией на основании решения исполняющего обязанности заместителя начальника от 16.08.2010 N 56 проведена выездная налоговая проверка ИП Конопкина С.С. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов (сборов за период с 02.06.2009 по 31.12.2009.
Проведение проверки приостанавливалось на основании решений заместителя начальника инспекции от 30.08.2010 N 56/2 и от 17.12.2010 N 56/3.
Проверка была закончена 01.04.2011 и по ее результатам составлен акт от 22.04.2011 N 11, рассмотрение которого было назначено на 24.05.2011.
Заместителем начальника Инспекции в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вынесено решение 24.05.2011 N 1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В период проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией направлена повестка о вызове Конопкина С.С. на допрос в качестве свидетеля, а также вынесено постановление N 22 от 24.05.2011 о назначении почерковедческой экспертизы.
Рассмотрев в отсутствие ИП Конопкина С.С. акт выездной налоговой проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, заместитель начальника Инспекции вынес решение от 23.06.2011 N 12-09/3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением, оставленным без изменения УФНС России по Липецкой области (решение от 28.10.2011), Предпринимателю доначислены недоимка, пени и штраф в общей сумме 561 067 руб.
На основании вступившего в силу решения от 26.03.2011 N 12-09/3 Инспекция направила налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.07.2011, которым предложила в срок до 29.07.2011 уплатить доначисленные суммы налогов, пени и штрафа.
Полагая, что рассматриваемое решение вынесено налоговым органом с нарушением норм законодательства РФ о налогах и сборах, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Инспекция, в свою очередь, заявила встречное требование о взыскании с ИП Конопкина С.С. недоимки по НДС, НДФЛ, ЕСН, пени и штрафа за их неуплату в общей сумме 561 067 руб.
Удовлетворяя требования налогоплательщика в полном объеме и отказывая в удовлетворении встречных требований налогового органа, суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 101 НК РФ регламентирует порядок производства по делу о налоговом правонарушении, в том числе устанавливает процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включающую в себя ряд требований к должностным лицам налоговых органов и условий осуществления ими отдельных процессуальных действий.
Так, в названной статье (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Поскольку целью приведенного в ст. 101 НК РФ правового регулирования является создание системы гарантий прав налогоплательщиков, федеральный законодатель предусмотрел в качестве возможного правового последствия несоблюдения должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, отмену решения налогового органа.
В абзаце втором п. 14 ст. 101 НК РФ содержится понятие "существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки" и указывается, что нарушение таких условий является основанием для отмены решения налогового органа.
К таким существенным условиям отнесено обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Уведомлением от 07.06.2011 N 20 налоговый орган сообщил налогоплательщику о рассмотрении материалов налоговой проверки 23.06.2011 в 15 часов 00 минут.
Данное уведомление не было вручено Конопкину С.С. по месту его проживания, о чем составлен акт от 07.06.2011, в связи с чем 14.06.2011 оно было направлено ему по почте заказным письмом с уведомлением.
Вынося решение от 23.06.2011 N 12-09/3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" заместитель начальника Инспекции указал, что материалы проверки рассмотрены в отсутствие ИП Конопкина С.С., который извещен о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки уведомлением от 07.06.2011 N 20 надлежащим образом.
Понятие "надлежащее уведомление" о месте и времени рассмотрения материалов проверки, также как и способ уведомления, не определены налоговым законодательством, в связи с чем, основываясь на положениях ст. 11 НК РФ и исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12566/07, согласно которой положения налогового законодательства, обеспечивающие гарантии налогоплательщикам при привлечении их к налоговой ответственности, могут быть рассмотрены по аналогии с существовавшей при взыскании налоговых санкций в судебном порядке гарантией обеспечения судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании, в т.ч. с соответствующей обязанностью суда в части правил надлежащего извещения, установленных ст. 123 АПК РФ.
Согласно ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: 1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован; 2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд; 3) копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Суд обоснованно указал, что исходя из буквального толкования положений п. 3 ст. 101 НК РФ, обязывающего руководителя (заместителя руководителя) налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении и выяснить, в случае неявки этих лиц, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, во взаимосвязи с нормами ст. 123 АПК РФ, понимающей под надлежащим уведомлением наличие у лица, рассматривающего дело, сведений о получении адресатом направленного ему извещения о рассмотрении дела либо сведений об отказе адресата от получения извещения, неявке адресата за получением направленного ему извещения в орган связи или об отсутствии его по адресу, указанному им самим (все эти обстоятельства должны быть зафиксированы уполномоченными органами, в частности, органом связи), следует сделать вывод, что сведениями о любом из этих обстоятельств лицо, рассматривающее материалы проверки, должно располагать на момент начала рассмотрения материалов проверки.
В отсутствие доказательств вручения или получения налогоплательщиком почтового отправления, либо доказательств отказа от получения почтового отправления (неявки за его получением), уполномоченное должностное лицо налогового органа не может рассматривать материалы проверки и принимать по его итогам решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. В этом случае, в соответствии с пп. 2, 5 п. 3 ст. 101 НК РФ, рассмотрение материалов проверки должно быть отложено.
Из материалов дела усматривается, что почтовое отправление с уведомлением от 07.06.2011 N 20 о назначении даты рассмотрения материалов налоговой проверки на 23.06.2011 сдано Инспекцией в отделение почтовой связи 14.06.2011 и согласно отметке органа почтовой связи по месту нахождения адресата от 18.07.2011 возвращено в адрес налогового органа по причине истечения срока хранения.
Следовательно, уведомление N 20 о дате рассмотрения материалов налоговой проверки было направлено в адрес налогоплательщика всего за 9 дней до даты рассмотрения материалов проверки, и у Инспекции на момент принятия решения от 23.06.2011 N 12-09/3 отсутствовали сведения о получении адресатом направленного ему уведомления N 20 от 07.06.2011 либо об уклонении его от получения этого отправления.
Таким образом, решение о привлечении к ответственности было вынесено Инспекцией в отсутствие доказательств надлежащего извещения Предпринимателя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, что обоснованно расценено судом как нарушение положений п. 14 ст. 101 НК РФ, влекущее безусловную отмену оспариваемого ненормативного акта налогового органа.
Поскольку при рассмотрении требования Предпринимателя о признании незаконным решения налогового органа от 23.06.2011 N 12-09/3 судом было установлено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является безусловным основанием к отмене оспариваемого решения, оснований для взыскания сумм налогов, пени и штрафа, доначисленных оспариваемым решением, у суда не имелось.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы Инспекции основаны на неверном толковании вышеуказанных законодательных норм и направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных соответствующими доказательствами. Названные доводы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу в ходе рассмотрения спора по существу судом первой инстанции, а также апелляционной жалобы и обоснованно отклонены как несостоятельные.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.03.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А36-4324/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Левобережному району г. Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отсутствие доказательств вручения или получения налогоплательщиком почтового отправления, либо доказательств отказа от получения почтового отправления (неявки за его получением), уполномоченное должностное лицо налогового органа не может рассматривать материалы проверки и принимать по его итогам решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. В этом случае, в соответствии с пп. 2, 5 п. 3 ст. 101 НК РФ, рассмотрение материалов проверки должно быть отложено.
Из материалов дела усматривается, что почтовое отправление с уведомлением от 07.06.2011 N 20 о назначении даты рассмотрения материалов налоговой проверки на 23.06.2011 сдано Инспекцией в отделение почтовой связи 14.06.2011 и согласно отметке органа почтовой связи по месту нахождения адресата от 18.07.2011 возвращено в адрес налогового органа по причине истечения срока хранения.
Следовательно, уведомление N 20 о дате рассмотрения материалов налоговой проверки было направлено в адрес налогоплательщика всего за 9 дней до даты рассмотрения материалов проверки, и у Инспекции на момент принятия решения от 23.06.2011 N 12-09/3 отсутствовали сведения о получении адресатом направленного ему уведомления N 20 от 07.06.2011 либо об уклонении его от получения этого отправления.
Таким образом, решение о привлечении к ответственности было вынесено Инспекцией в отсутствие доказательств надлежащего извещения Предпринимателя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, что обоснованно расценено судом как нарушение положений п. 14 ст. 101 НК РФ, влекущее безусловную отмену оспариваемого ненормативного акта налогового органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2012 г. N Ф10-3520/12 по делу N А36-4324/2011