г. Калуга |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А36-4038/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 03.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.,
судей:
Смолко С.И., Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: главы КФХ Пополитовой Т.Е. (ОГРНИП 311481628700029, ул. Шефов, 40, с. Дмитряшевка, Хлевенский район, Липецкая обл., 399250) не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области (ул. Ленинская, 4, с. Хлевное, Липецкая обл., 399260) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: главы КФХ Афанасьева В.В. (ул. Мира, д. 1, кв. 4, с. Хлевное, Липецкая обл.) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы КФХ Афанасьева Виктора Васильевича не решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.02.2012 (судья Щедухина Т.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 (судьи Сергуткина В.А., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-4038/2011,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пополитова Тамара Егоровна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области в предоставлении в аренду земельных участков, выраженного в письме б/н от 21.10.2011, об обязании заключить договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель с кадастровыми номерами 48:17:0830109:1169, 48:17:0830109:1170, 48:17:0830109:88.
Определением от 21.12.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен глава КФХ Афанасьев Виктор Васильевич.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.02.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе глава КФХ Афанасьев В.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с регистрацией крестьянского (фермерского) хозяйства на основании ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" глава КФХ Пополитова Т.Е. 17.10.2011 обратилась в Администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области с заявлением о предоставлении ей для осуществления деятельности КФХ в аренду сроком на 25 лет (за плату) земельных участков с кадастровыми номерами: 48:17:0830109:1169, площадью кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, д. Крещенские Выселки, расположенного за пределами участка, участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад; 48:17:0830109:1170, площадью
кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, д. Крещенские Выселки, расположенного за пределами участка, участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад; 48:17:0830109:88, площадью 1 537 052 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, д. Крещенские Выселки, расположенного за пределами участка, участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад.
Письмом администрации от 21.10.2011 Пополитовой Т.Е. отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков и сообщено, что согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке ст. 34 ЗК РФ на основании опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. В данном случае публикация извещений в газетах "Липецкая газета" и "Донские вести" не осуществлялась.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельных участков, глава КФХ Пополитова Т.Е. обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) за исключением участков, находящихся в фонде перераспределения земель, которые могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Из статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" следует, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают соответствующее заявление, а орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его, в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления.
Таким образом, исходя из правовых норм статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, установленного специальным законом.
Установив, что глава КФХ Пополитова Т.Е. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, оформленным в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, испрашиваемые участки сформированы и поставлены на кадастровый учет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, установленного специальным Федеральным законом, поэтому администрация муниципального района обязана была осуществить процедуры по предоставлению заявителю испрашиваемых земельных участков.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы - главы КФХ Афанасьева В.В. о том, что наличие в администрации Хлевенского муниципального района ранее поданного им заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:17:0830109:88 (части земельного участка площадью 150 га) обуславливает необходимость проведения торгов по правилам ст. 38 ЗК РФ в качестве единственного способа предоставления участка в аренду, не принимаются судом кассационной инстанции.
В рассматриваемом случае суды обеих инстанции установили, что испрашиваемый Афанасьевым В.В. земельный участок площадью 150 га входит в состав земельного участка с кадастровым номером 48:17:0830109:1169, имеющего иное местоположение границ, чем указано в заявлении главы КФХ Афанасьева В.В., а земельный участок с кадастровым номером 48:17:0830109:88 имеет другие характеристики.
Кроме того, следует отметить, что состоявшимися по арбитражному делу N А36-4687/2011 Арбитражного суда Белгородской области вступившими в законную силу судебными актами подтверждена законность отказа администрации Хлевенского муниципального района в предоставлении главе КФХ Афанасьеву В.В. испрошенного земельного участка площадью 150 га., поскольку заявителем не сформирован и не поставлен на кадастровый учет земельный участок.
По смыслу правовых положений Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится в том случае, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермерских хозяйств), при этом спорный участок сформирован и состоит на кадастровом учете.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного постановления (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.02.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 по делу N А36-4038/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что глава КФХ Пополитова Т.Е. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, оформленным в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, испрашиваемые участки сформированы и поставлены на кадастровый учет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, установленного специальным Федеральным законом, поэтому администрация муниципального района обязана была осуществить процедуры по предоставлению заявителю испрашиваемых земельных участков.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы - главы КФХ Афанасьева В.В. о том, что наличие в администрации Хлевенского муниципального района ранее поданного им заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:17:0830109:88 (части земельного участка площадью 150 га) обуславливает необходимость проведения торгов по правилам ст. 38 ЗК РФ в качестве единственного способа предоставления участка в аренду, не принимаются судом кассационной инстанции.
...
По смыслу правовых положений Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится в том случае, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермерских хозяйств), при этом спорный участок сформирован и состоит на кадастровом учете."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 октября 2012 г. N Ф10-3252/12 по делу N А36-4038/2011