Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
|
Стрегелевой Г.А. Смолко С.И. |
при участии в заседании: |
|
|
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (392000, г. Тамбов, ул. Державинская, д. 1) |
|
- Колодиной Н.Н. - (доверенность от 11.01.2012 N 6-Д); |
от Администрации города Тамбова (392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, д. 6) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от третьих лиц: |
|
|
от Тамбовской городской Думы (392000, г. Тамбов, ул. Первомайская, д. 28) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.05.2012 (судья Тишин А.А.) по делу N А64-374/2012,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Тамбова обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения от 01.11.2011 N 16/02 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением арбитражного суда от 28.05.2012 заявленные требования удовлетворены частично.
В порядке апелляционного производства указанный судебный акт не проверялся в связи с отказом антимонопольному органу в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе УФАС по Тамбовской области просит отменить решение суда по настоящему делу как несоответствующее нормам материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя УФАС по Тамбовской области, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 N 640 утверждено Положение "О порядке приватизации муниципального имущества городского округа - город Тамбов".
На основании указанного акта Тамбовская городская Дума приняла решение от 16.02.2011 N 185 "Об изменении способа приватизации нежилого помещения N 166, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, улица Советская, дом 161, и о признании утратившим силу решения Тамбовской городской Думы от 28.07.2010 N 1502 "Об условиях приватизации нежилого помещения N 166, расположенного по адресу: Тамбовская область, город Тамбов, улица Советская, дом 161", в соответствии с которым изменен способ приватизации нежилого помещения N 166, площадь 773,3 кв.м., 1 этаж, расположенного по адресу: Тамбовская область, город Тамбов, улица Советская, дом 161 (далее - объект недвижимости), установленный решением Тамбовской городской Думы от 28.07.2010 N 15-2 "Об условиях приватизации нежилого помещения N 166, расположенного по адресу: Тамбовская область, город Тамбов, улица Советская, дом 161" на способ приватизации посредством публичного предложения (пункт 1 решения); администрация города Тамбова (А.Ф. Бобров) должна обеспечить организацию продажи объекта недвижимости в установленном законом порядке и поступление средств в бюджет городского округ - город Тамбов (пункт 3 решения); признано утратившим силу решение Тамбовской городской Думы от 28.07.2010 N 1502 "Об условиях приватизации нежилого помещения N 166, расположенного по адресу: Тамбовская область, город Тамбов, улица Советская, дом 161 (пункт 4 решения).
Во исполнение указанного решения Администрация города Тамбова приняла постановление от 28.02.2011 N 1331 "О продаже объектов муниципального имущества посредством публичного предложения".
Названным постановлением орган местного самоуправления определил продать посредством публичного предложения нежилое помещение N 166, площадь 773,3 кв.м., 1 этаж, расположенное по адресу: Тамбовская область, город Тамбов, улица Советская, дом 161, цена первоначального предложения объекта недвижимости - 35 500 000 рублей, величина снижения цены ("шаг понижения"), величина повышения цены ("шаг аукциона") - 1 775 000 руб., минимальная цена предложения, по которой может быть продан объект недвижимости (цена отсечения) - 17 750 000 руб.
22.03.2011 в газете "Наш город Тамбов" (321) и на официальном сайте администрации города Тамбова в сети Интернет было опубликовано информационное сообщение N 10 о продаже указанного объекта посредством публичного предложения. В информационном сообщении содержались все обязательные сведения о данной продаже, в том числе: наименование органа местного самоуправления, принявшего решение об условиях приватизации - Тамбовская городская Дума; реквизиты решения об условиях приватизации имущества - решение от 16.02.2011 N 185; наименование имущества и данные о нем: цена первоначального предложения - 35 500 00 руб.; величина снижения первоначального предложения - ("шаг понижения"), величина повышения цены ("шаг аукциона") - 1 775 000 руб.; минимальная цена предложения, по которой может быть продан объект недвижимости (цена отсечения) - 17 750 000 руб.; продавец - комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова; порядок внесения задатка, который перечисляется по безналичному расчету или почтовым переводом до момента подачи претендентом заявки в соответствии с договором о задатке; дата начала и окончания подачи заявок - заявки на участие в продаже посредством публичного предложения принимаются с 08.30 23.03.2011 до 17.30 25.04.2011 в рабочие дни; срок подведения итогов продажи муниципального имущества - 28.04.2011; другие сведения.
В приобретении прав на указанное имущество приняли участие три претендента:
- ООО ФК "Альфа-М" 24.03.2011 заключило с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова договор о задатке 317 и 20.04.2011 перечислило на его лицевой счет оплату по данному договору о задатке в сумме 3 550 000 руб. (платежное поручение N 294 от 20.04.2011);
- ООО "Тиас" 08.04.2011 заключило с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова договор о задатке 318 и 20.04.2011 перечислило на его лицевой счет оплату по данному договору о задатке в сумме 3 550 000 руб. (платежное поручение 3164 от 20.04.2011);
- Коробов И.В. 11.04.2011 заключил с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова договор о задатке N 19.
19.04.2011 Администрацией города Тамбова было принято постановление N 2551 "О внесении изменений в постановление администрации города Тамбова от 28.02.2011 N 1331 "О продаже объектов муниципального имущества посредством публичного предложения" (с изменением, внесенным постановлением от 16.03.2011 N 1712)".
Указанным актом органа местного самоуправления отменена продажа посредством публичного предложения муниципального имущества - нежилое помещение N 166, площадью 773,3 кв.м., расположенное по адресу: город Тамбов, улица Советская, дом N 161.
Не согласившись с постановлением Администрации города Тамбова от 19.04.2011 N 2551, ООО "Тиас" обжаловало его в УФАС по Тамбовской области.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 01.11.2011 N 16/02 Администрация города Тамбова признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия акта - постановления Администрации города Тамбова от 19.04.2011 N 2551 "О внесении изменений в постановление администрации города Тамбова от 28.02.2011 N 1331 "О продаже объектов муниципального имущества посредством публичного предложения" (с изменением, внесенным постановлением от 16.03.2011 N 1712)" и совершения действий по нарушению сроков возврата задатка претендентам за участие в продаже посредством публичного предложения нежилого помещения N 166.
Будучи не согласным с указанным решением антимонопольного органа, Администрация города Тамбова обжаловала его в арбитражный суд.
Признавая недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа о признании Администрации города Тамбова нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части издания постановления от 19.04.2011 N 2551, которым отменена продажа посредством публичного предложения помещения N 166 по улице Советской, 161 в городе Тамбове, арбитражный суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ продажа государственного и муниципального имущества осуществляется, в том числе посредством публичного предложения.
Согласно статьи 23 указанного закона продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными статьей 15 указанного Федерального закона, должно содержать следующие сведения: дата, время и место проведения продажи посредством публичного предложения; величина снижения цены первоначального предложения ("шаг понижения"), величина повышения цены в случае, предусмотренном указанным Федеральным законом ("шаг аукциона"); минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения). Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного в пункте 1 статьи 23 имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены такого аукциона. Продолжительность приема заявок должна быть не менее чем двадцать пять дней. Одно лицо имеет право подать только одну заявку. Продажа посредством публичного предложения проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения. Для участия в продаже посредством публичного предложения претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.
Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность (ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Величина рыночной стоимости объекта не является постоянной.
При этом вышеназванный закон не содержит норм, устанавливающих срок действия отчета об оценке объекта.
Вместе с тем, согласно приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" итоговая величина рыночной стоимости оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Как установлено судом, основанием для отмены объявленной продажи посредством публичного предложения спорного объекта недвижимости послужило истечение шестимесячного срока с даты составления отчета об оценке этого имущества (отчет от 28.06.2010 N 006-10).
Кроме того, предложенный к продаже объект был включен в адресную программу "Капитальный ремонт фасадов многоквартирных домов к 375-летию со дня основания города Тамбова", финансируемую за счет бюджетных средств, что также влекло за собой изменение рыночной стоимости этого объекта.
Давая оценку постановлению администрации города Тамбова от 19.04.2011 N 2551, связанному со снятием с продажи спорного объекта недвижимости по вышеизложенным основаниям, арбитражный суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
Согласно Уставу города Тамбова решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 N 640 утверждено Положение "О порядке приватизации муниципального имущества городского округа - город Тамбов". Статьей 2 данного Положения предусмотрено, что Городская Дума в области приватизации муниципального имущества: определяет полномочия городской Думы и администрации города; утверждает прогнозный план приватизации муниципального имущества; утверждает решения об условиях приватизации муниципального имущества; принимает нормативные правовые акты по вопросам приватизации; осуществляет контроль за приватизацией муниципального имущества, заслушивает отчет администрации города о результатах приватизации; выполняет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, Уставом города Тамбова, нормативными правовыми актами городской Думы.
Статьей 3 Положения предусмотрены права и полномочия Администрации города Тамбова, а именно, Администрация города Тамбова в области приватизации муниципального имущества: ежегодно представляет для утверждения в городскую Думу проект плана приватизации муниципального имущества; представляет для утверждения городской Думой проекты решений об условиях приватизации муниципального имущества, о перечне объектов, не подлежащих приватизации, отчет о результатах приватизации муниципального имущества за прошедший год; заключает сделки по отчуждению объектов муниципального имущества; осуществляет функции продавца при продаже муниципального имущества; организует торги (аукционы и конкурсы) по продаже муниципального имущества; публикует информационные сообщения о продаже муниципального имущества; осуществляет контроль за проданным муниципальным имуществом в случаях, установленных федеральными законами и настоящим Положением; исполняет иные полномочия, определенные федеральными законами, Уставом города, нормативными правовыми актами городской Думы.
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст. 215 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством. При этом к полномочиям органов местного самоуправления относится эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом.
Согласно ст. 51 Устава города Тамбова экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество.
Порядок приватизации муниципального имущества путем продажи посредством публичного предложения установлен нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
При этом указанный закон не содержит норм, устанавливающих запрет на отмену объявленной продажи государственного или муниципального имущества, в случае обнаружения уполномоченным органом нарушений действующего законодательства, допущенных при приватизации этого имущества.
Кроме того, как установлено судом, решение о продаже муниципального имущества посредством публичного предложения было принято на основании постановления администрации города Тамбова от 28.02.2011 N 1331.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акт могут быть отменены органами местного самоуправления, издавшими эти акты, в случае установления их несоответствия действующему законодательству.
Учитывая изложенные требования закона и обстоятельства спора, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у администрации города Тамбова полномочий на отмену ранее принятого ею муниципального правого акта об объявлении продажи муниципального имущества посредством публичного предложения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Администрация города Тамбова, отменив незаконно объявленную продажу муниципального имущества, не ограничила при этом конкуренцию, так как все потенциальные покупатели этого имущества оказались в равных условиях.
Других каких-либо фактов, направленных на ограничение конкуренции, антимонопольным органом не доказано.
При таких обстоятельствах дела арбитражный суд первой инстанции обосновано признал недействительным решение УФАС по Тамбовской области от 01.11.2011 N 16/02 о признании администрации города Тамбова нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия постановления от 19.04.2011 N 2551.
Доводы антимонопольного органа об обжаловании судебного акта в указанной части подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеуказанных норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.05.2012 по делу N А64-374/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
...
Других каких-либо фактов, направленных на ограничение конкуренции, антимонопольным органом не доказано.
При таких обстоятельствах дела арбитражный суд первой инстанции обосновано признал недействительным решение УФАС по Тамбовской области от 01.11.2011 N 16/02 о признании администрации города Тамбова нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия постановления от 19.04.2011 N 2551."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2012 г. N Ф10-3650/12 по делу N А64-374/2012