Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2012 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
|
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
|
Стрегелевой Г.А. Ермакова М.Н. |
при участии в заседании: |
|
|
от открытого акционерного общества "КМАпроектжилстрой" (309511, г. Старый Оскол, Белгородская область, мкр. Олимпийский, 62, ОГРН 1023102357266, ИНН 3128001437) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (308005, г. Белгород, Соборная площадь, 4) |
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от третьих лиц: |
|
|
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "МРСК Центра - "Белгородэнерго" (308000, г. Белгород, ул. Преображенская, 42) |
|
- Осетрова В.И. - представителя (доверенность от 04.05.2012 N Д-5Л/23/53); |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полидановой Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "КМАпроектжилстрой" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.01.2012 (судья Головина Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Донцов П.В.) по делу N А08-8174/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "КМАпроектжилстрой" (далее - ОАО "КМАпроектжилстрой", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с уточненным заявлением к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) о признании недействительным приказа Комиссии N 9/11 от 29.07.2011 об установлении платы за технологическое присоединение электроустановок насосной станции II подъема, г. Старый Оскол, микрорайон "Лесная поляна" к сетям филиала "МРСК Центра - "Белгородэнерго" и обязании Комиссии установить плату за технологическое присоединение в соответствии с действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "МРСК Центра - "Белгородэнерго".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, ОАО "КМАпроектжилстрой" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя третьего лица, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "КМАпроектжилстрой" 26.04.2010 обратилось к ОАО "МРСК Центра" с заявкой на технологическое присоединение насосной станции II-го подъема, расположенной по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, микрорайон "Лесная поляна".
ОАО "МРСК Центра" данная заявка была рассмотрена, подготовлен и направлен в адрес заявителя проект договора N 40139792/3100/10765/10 от 02.06.2010 об осуществлении технологического присоединения.
Общество свои возражения выразило в протоколе урегулирования разногласий, который был подписан филиалом ОАО "МРСК Центра" с протоколом согласования урегулирования разногласий.
ОАО "МРСК Центра" 18.06.2010 направило в адрес Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области материал для утверждения тарифа на услуги за технологическое присоединение электроустановок насосной станции II подъема к сетям филиала "МРСК - Центра".
Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Приказом N 9/11 от 29.07.2011 установила плату за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК - Центра" - филиала "Белгородэнерго" по индивидуальному проекту объекта ОАО "КМАпроектжилстрой" (насосная станция II подъема, Белгородская область, г. Старый Оскол, микрорайон "Лесная Поляна") с заявленной мощностью 205 кВт в размере 2 585 903 руб. (без учета НДС).
Считая приказ N 9/11 от 29.07.2011 незаконным, Общество обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В период подачи Обществом (26.04.2010) заявки на технологическое присоединение объектов действовали Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные Приказом ФСТ от 21.08.2009 N 201-э/1.
Пунктом 11 Методических указаний определено, что при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения Заявителя, включающие:
- стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 12 Методических указаний, кроме стоимости выполнения технических условий сетевой организации в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей;
- обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией.
В случае выполнения заявителем полностью или частично в соответствии с договором о технологическом присоединении мероприятий по строительству и реконструкции объектов электросетевого хозяйства, предусмотренных выданными сетевой организацией техническими условиями, расходы на их выполнение не учитываются регулирующим органом при установлении платы за технологическое присоединение (абзац 2 пункта 11).
На момент утверждения Комиссией тарифа на услуги за технологическое присоединение энергетической установки с двумя генераторами к сетям филиала "МРСК - Центра" и принятия Приказа N 9/11 от 29.07.2011 действовал Приказ от 30.11.2010 N 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (на момент подачи заявки этот Приказ не действовал).
В связи с изложенным суд пришел к правильному выводу об отсутствии коллизии норм примененного законодательства, поскольку каждый из нормативных актов: Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные Приказом ФСТ от 21.08.2009 201-э/1, и Приказ от 30.11.2010 N 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" были применены уполномоченным органом в соответствующие периоды их действия.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании договора в порядке, установленном Правительством РФ.
Процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям закреплена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
В силу пункта 16 Правил договор на технологическое присоединение должен содержать следующее существенное условие - размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III Правил N 861).
Таким образом, установление расчета платы за технологическое присоединение является одной из процедур, выполняемых на основании заявления сетевой организации, до заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям.
Оспариваемый Приказ N 9/11 от 29.07.2011 является основанием для заключения договора присоединения.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 861, в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном данным Правилами.
Объект не был включен в инвестиционную программу, и поэтому заявитель обратился в ОАО "МРСК Центра", а ОАО "МРСК Центра" - в уполномоченный орган за установлением индивидуального для заявителя тарифа.
Относительно несогласия ОАО "КМАпроектжилстрой" с установленной платой в размере 2 585 903 руб. суд обоснованно исходил из следующего.
По правилам статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В пункте 16 Правил технологического присоединения в качестве одного из существенного условия договора на технологическое присоединение значится размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Недостижение сторонами соглашения по такому условию договора влечет признание договора незаключенным.
Заключение договора поставлено в зависимость от действий иных лиц (уполномоченных органов) по установлению регулируемой цены услуги.
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
При этом в силу публичности договора, заключение договора на технологическое присоединение для лица является обязательным, а, с другой стороны, размер платы отнесен к его существенным условиям.
В случае отсутствия платы, установленной уполномоченным органом, и в случае отсутствия соглашения сторон о размере этой платы данная плата должна быть определена судом с учетом обоснованных доводов каждой из сторон.
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра" - филиала "Белгородэнерго" по индивидуальному проекту объекта ОАО "КМАпроектжилстрой" была установлена оспариваемым приказом и составила 2 585 903 руб. (без учета НДС).
Согласно пункту 3.1 договора окончательная стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя будет определена после утверждения уполномоченным органом платы по индивидуальному проекту путем подписания дополнительного соглашения к этому договору.
Из материалов дела следует, что в расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих установок Общества были включены следующие мероприятия:
- подготовка и выдача ТУ стоимостью 8 210 руб.;
- проверка выполнения ТУ в соответствии с заявкой заявителя стоимостью 3 650 руб.;
- технологическое подключение стоимостью 4 360 руб.;
- капитальные вложения на сумму 2 055 746 руб.;
- налог на прибыль в размере 513 937 руб.
Расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии) в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности энергопринимающих устройств, присоединенных ранее, а также для присоединения мощности строящихся (реконструируемых) электрических станций от границ балансовой принадлежности соответствующих электрических станций до существующих объектов электросетевого хозяйства включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям потребителей и производителей электрической энергии (абзац 7).
Из изложенного следует, что абзацем 6 пункта 32 Основ, утвержденных Постановлением Правительства N 109, прямо предусмотрено, что расходы на реконструкцию подстанций и увеличение мощности трансформаторов в целях обеспечения надежности работы присоединяемых энергопринимающих устройств включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Из расчетов, имеющихся деле следует, что перечень мероприятий, предусмотренных техническими условиями и необходимых для технологического присоединения по индивидуальному проекту, оспорен не был.
Состав производимых МРСК затрат на капитальные вложения приведен в локальной смете N 2-1.
Согласно экспертному заключению по расчету платы за технологическое присоединение энергопринимающих установок к сетям ОАО "МРСК Центра" - филиала "Белгородэнерго" по индивидуальному проекту объекта ОАО "КМАпроектжилстрой" (насосная станция II-го подъема, расположенная по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, микрорайон "Лесная поляна") размер платы за технологическое присоединение данного объекта составит 2 585 903 руб.
Установленная Комиссией стоимость технологического присоединения незначительно отличается от стоимости, указанной в проекте договора.
Законодатель, учитывая особенность определения и расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, наделил Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов определенными полномочиями по осуществлению данных функций.
При этом суд не вправе подменять любой другой орган власти и выполнять самостоятельно в рамках настоящего дела функции последнего по установлению и перерасчету платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, поскольку не обладает соответствующими познаниями.
Ходатайство о проведении экспертизы с целью опровержения представленного суду расчета платы не заявлялось. Доказательств, свидетельствующих, что Комиссией был нарушен расчет платы за технологическое присоединение, не представлено.
Правомерно судом отклонена ссылка заявителя на дополнительное включение в размер платы за техническое присоединение налога на прибыль, поскольку расчет обоснованности платы за техническое присоединение в данном случае выполнен в соответствии с требованиями пункта 21 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, согласно которому в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
Кроме того, Приказами ФСТ от 18.06.2009 N 228-тп и N 229-тп подтверждается, что при определении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту были учтены расходы по статье "Налог на прибыль" в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
При таких обстоятельствах спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что приказ Комиссии N 9/11 от 29.07.2011 является законным и обоснованным.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда и правомерно не были приняты им во внимание как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.01.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу N А08-8174/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правомерно судом отклонена ссылка заявителя на дополнительное включение в размер платы за техническое присоединение налога на прибыль, поскольку расчет обоснованности платы за техническое присоединение в данном случае выполнен в соответствии с требованиями пункта 21 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, согласно которому в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
Кроме того, Приказами ФСТ от 18.06.2009 N 228-тп и N 229-тп подтверждается, что при определении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту были учтены расходы по статье "Налог на прибыль" в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
При таких обстоятельствах спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что приказ Комиссии N 9/11 от 29.07.2011 является законным и обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2012 г. N Ф10-3643/12 по делу N А08-8174/2011